Престольные праздники керженского края

Престольные праздники керженского края

 

Последнее время в нашем округе празднуют День деревни, села, поселка, объединяясь в одну дружную семью и сохраняя любовь к своей малой родине, что, несомненно, радует. А ведь не так уж и давно в каждой местности придерживались православной традиции отмечать престольные праздники.

На Руси престольные праздники возникли после принятия христианства, с началом строительства храмов. Церкви освещались во имя какого-либо святого, объявляемого покровителем верующих данного прихода, либо в память события церковной истории. Установленный в честь этого праздник, считался храмовым или престольным и пользовался особой популярностью среди жителей этого селения.

На левом берегу реки Керженец находится д.Быдреевка, образованная в к. 17 века на месте бывших бортных ухожий Макарьев-Желтоводского монастыря. В Быдреевской пустыне в 1712 г. была возведена и освящена первая деревянная церковь в честь пр. Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца. 1823 г. церковь сгорела. В с. Быдреевское в 1826 году было завершено строительство новой каменной Крестовоздвиженской церкви с двумя престолами: в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и с приделом во имя пр. Макария. В 1930-е г.храм был разграблен и закрыт.

В настоящее время храм в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня восстановлен с 2010 г., действует и находится на территории Крестовоздвиженского Епархиального женского монастыря. В день «престола», 27 сентября 2019 г., прошла Божественная Литургия и крестный ход вокруг храма. Звучали поздравления и благодарственные слова в адрес игумении и насельниц монастыря, тех помощников, кто трудом и заботой помогает монастырю в его житейских нуждах. И как всегда, для прихожан был организован щедрый и вкусный обед от монастыря.

 

Престольные праздники керженского края

 

А как же справляли в керженском крае престольные праздники в былые времена? Мнения всех коренных жителей окрестных селений сводятся к одной фразе : «Гуляли очень весело, так сейчас и не празднуют!». Несмотря на то, что храм уже не действовал, праздники почитали и отмечали широко. Вера в народе была крепка, устои и обычаи предков еще долго сохранялись последующим поколением XX века.

Старейшие поселенцы д. Быдреевка Федорова Т.Г. (1937 г.р.) и Лукашов Н.П. (1946 г.р.) вспоминают, что храмовым праздником в деревне считался «Макарий летний» в честь пр. Макария Желтоводского и Унженского-7 августа и Воздвижение Креста Господня -27 сентября. Бывало, праздновали и по нескольку дней. Съезжались родственники, молодежь из соседних деревень. Празднество выливалось в гуляния с застольем, хождением по деревне с гармошкой.

В д. Шалдеж в 1910 году была построена деревянная церковь Рождества Христова. В 1930-х годах храм был закрыт, в здании размещался клуб и библиотека. В 1960 году церковь была полностью разрушена. По словам жителей, раньше в храме было два придела: в честь Рождества Христова и Владимирской Божией Матери. «На Владимирскую, на «престол», 3 июня, во времена наших родителей крестным ходом поля освещали на новый урожай. Устраивали застолья. Бывало, парни из одной деревни на парней из другой в драку лезли», - вспоминают коренные жители. В 2015 г. на деревенском сходе было принято решение о возведении небольшой деревянной церкви в честь Рождества Христова. Сегодня трудом и пожертвованиями многих людей строительство еще продолжается, но двери храма уже открыты для прихожан: в теплое время года священнослужителем совершаются молебны и другие требы.

Еще одна небольшая и тихая д. Гавриловка на правом берегу р. Керженец почти вся заселена уже дачниками. Но многие из них все лето проводят в своем родовом гнезде. Тихонова А.П. и Хмуркина Г.К. вспоминают, что престольные праздники в деревне были, но без названия, в «числах». Один из них справляли осенью, через неделю после престольного праздника Воздвижения в д. Быдреевка, а другой через неделю после «Макария зимнего», что отмечали в д.Безводное. Странное дело, храма в данной деревне никогда не было,а праздники были. Историю их появления никто уже не знает. Но жители именуют их все же престольными, считая их таковыми по аналогии с «престолом» в селах.

Коренные жители Г.Н.Носова (1939г.р.) и Ершов П.В.(1938 г.р.) поведали и о других престольных праздниках в близлежащих деревнях нашего края. По их словам, в д.Зименки отмечали Петров день, через неделю праздновали в д.Захарово, а на Взвозе справляли Духов день.

На живописном берегу р. Керженец, в лесах, расположены с.Покровское и д.Мериново. В 1851 г. в с.Покровское была построена деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с двойным престолом: главный холодный -Покрова Божией Матери и теплый придел в честь св. Николая Чудотворца. После обрушения купола в 2013 г.,церковь находится в разрушенном состоянии. Коршунова М.А. (1932 г.р.), проживающая в селе более шестидесяти лет, помнит о том, что ходили к храму на Пасху «Христа встречать»: «Соберемся в ночь с гавриловскими у церкви и обходим крестным ходом вокруг. Священника не было, но службу вел староста храма. А «престол» Покрова 14 октября отмечали веселыми гуляниями. Дом готовили к празднику: мыли, украшали полотенцами. На столы ставили зеленые щи, кашу пшенную и пироги, варили уху из сорожки и жарили ее со сметаной, томили в чугунке в печи».

 

Престольные праздники керженского края

 

В д. Мериново, по словам старейших жительниц Красильниковой А.К. (1938г.р.) и Кочневой Т.С.(1936 г.р.), престольными считались праздники Троица и Рождество Христово. «В годы детства и юности в Покровское ходили в храм на Пасху Христа славить. На праздник Покрова гуляли там же. В Клышино справляли праздник осенью, а в Хомутово – зимой. Шли через лес, все мокрые, в снегу по пояс. Придем, а парни нас уж с гармонью встречают. А на свои праздничные гуляния в домах столы ставили. На Троицу на берегу Керженца угощения расстилали. В воду венки бросали, куда венок пристанет - оттуда и жених будет», - вспоминают женщины.

Вплоть до середины 70-х гг. XX в. отмечались престольные праздники. Но времена менялись. На смену им пришли современные государственные праздники, появились учреждения культуры, развивались культурно-досуговые мероприятия. Угасание празднования, возможно, связанно и с оттоком большей части молодежи из сельской местности в город.

В настоящее время восстанавливаются и строятся новые храмы, возрождаются православные традиции празднования. Однако форма проведения престольных праздников несколько изменилась. Прежним остался весь цикл праздничных богослужений, взаимные поздравления, скромная трапеза для гостей и членов прихода, а вот массовые гуляния и застолья ушли в прошлое. Новым же веянием стало проведение в дни храмовых праздников православных ярмарок, фестивалей, выступление фольклорных коллективов.

Престольные праздники дороги каждому жителю как память о родном крае, о деревенском прошлом, дороги нам всем как обычаи и традиции наших предков.

Уважаемые жители г.о. Семеновский, к сожалению, в сельской местности коренных поселян остались единицы, и, если у вас есть какая-либо информация по данной теме, уточнения или дополнения, убедительно просим Вас сообщить их в музей по тел.: 5-65-97.

Научный сотрудник музея
Наталья Вавилова