Экспонат января: Ткацкий стан


Дом Семена ложкаря приглашает и взрослых, и детей заглянуть в историю и познакомиться с одним из самых важных предметов крестьянского быта – ткацким станом. Многим из людей современного мира, века информационных технологий, господством машин практически не знаком ручной труд. Порой молодое поколение не представляет, как выглядел процесс производства одежды, не знают о том, насколько это кропотливая работа, требующая много терпения, усидчивости и внимания.

Ткацкий стан называют по-разному: ткацкий стан, став, кросно. Ткань состоит из двух систем нитей, расположенных взаимно перпендикулярно, и задача станка – их переплести. За тысячи лет он множество раз изменялся, эволюционировал. Сначала использовали для изготовления ткани примитивные вертикальные рамки, потом появились ручные ткацкие станы. Многие спросят: «Почему именно «стан»? Откуда такое название?» У вертикальной рамки человек работал именно стоя. От слов «стать, «стоять» и произошло слово «стан»» Науке известно, что впервые изделия из хлопка, изготовленные на ткацком стане, появились в Индии в еще 3 веке до н.э. Ткачество считалось даром, посланным человеку богами. Почти у всех народов есть мифы и легенды, связанные с изготовлением тканей.


Еще сто лет назад Россия была домотканной. Почти в каждом деревенском доме стоял ткацкий стан, и каждая женщина была рукодельницей - пряла, ткала, вышивала. Мастерству ткачества девочек начинали обучать приблизительно с 10 лет. К моменту своего замужества девушка должна была сама наткать себе приданое. Как правило, на станке были две нитченки и две педали. Ткачиха сначала нажимала на одну подножку, и соединенные с ней нитченки шли вниз вместе с рядом нитей основы. Через образовавшийся между нитями зазор – "зев" – ткачиха пропускала челнок с уточной нитью, затем она нажимала на другую подножку, и вниз опускалась вторая нитченка с другим рядом нитей, а первая нитченка поднимался наверх. Опять между рядами нитей через "зев" пропускали челнок, а затем нити утка прибивались бердом, чтобы плотнее прижать их друг к другу и сделать полотно более прочным. Бердо представляло собой ряд тонких тросточек, в которые пропускали нити основы при заправке станка. Бердо помещали в набилки (деревянную раму) и подвешивали на планку к верхней части станины. Таким образом, ткань на ткацком станке образовывалась в результате переплетения нитей основы с нитями утка. Так ткали простое полотно, однако стан мог иметь большее число нитченок, и тогда на полотне можно было получить узоры. В нашей стране пользовались в основном горизонтальными станками, однако в южных губерниях иногда использовали вертикальные станки. На домашних станах ткали полотно изо льна, конопли или крапивы. Потом шили рубахи, юбки, порты. Красной нитью выводили узоры на полотенцах. Из старых заношенных ситцев ткали коврики и дорожки для избы (половики). По завершении длительного пятимесячного периода ткачества (ноябрь - март) в благодарность за помощь в церковь, к иконе святой Параскевы Пятницы ткачихи несли в дар свои работы: холсты, отрезы тканей, полотенца, чтобы и впредь не лишиться ее заступничества и покровительства.

 

Окунуться в мир русской женщины XIX века, почувствовать себя настоящей рукодельницей можно и сейчас, например, записаться на цикл мастер-классов по заправке ткацкого стана или посетить выставку ткацких набилок «Все набилки хороши» в Музее народного быта «Дом Семена ложкаря» в январе-феврале 2015.

Справки по телефону: 8 (83162) 5-65-97


Поделиться: