Экспонат июля: Сарафан

 ...Сарафанчик развевается,
Сарафан с косой каёмочкой…

Косоклинный сарафан этнографы считают ранней формой русской одежды и относят его сложение ко времени образования Московской Руси. Впервые термин «сарафан» зафиксирован в Никоновской летописи (1376 г.) Название одежды «сарафан» содержит в себе корень «сар» – «царь». Это одежда кафтанного типа, длинная, величественная, часто из дорогих богатых тканей – «царская», которую носили князья и бояре.
Значительно позже, с 16 века, сарафаном стали называть женский вид одежды, похожий на платье трапециевидной формы без рукавов или с рукавами, а также расклешенную юбку или юбку-солнце на сборках с лямками.
В Нижегородской губернии трапециевидные сарафаны называли – косоклинки или китаешники, по названию рыхлой, крашенной синей ткани – китайки.
Крой мог быть разный, но чаще всего сарафан состоял из основы – хорошей, дорогой ткани и подклада, сшитого из более дешёвой ткани. Для получения А-образного силуэта портнихи добавляли к полотнам клинья и подклинья, делая низ более плотным и объемным. К материалу относились трепетно и осторожно, стараясь использовать каждый кусочек, поэтому, особенно в подкладке, мы часто видим разные фрагменты тканей.

  

  

В семеновском историко-художественном музее хранятся разные сарафаны, наиболее древние – «молельные» сделаны из домотканого полотна и сшиты на руках. Это была не повседневная, а обрядовая, сакральная одежда, которую берегли, передавая из поколения в поколение. Благодаря этому сохранились образцы традиционной женской одежды, изучив которую мы можем судить об особенностях кроя традиционного русского сарафана.
Передняя часть сарафана состоит из двух прямых полотен, переходящих в цельнокроеные бретели. Спинка – из одного полотнища, к которому присоединялись клинья; бретели также были цельнокроенные и стачивались с бретелями переда по плечевым швам.
«Точь» - это размер ширины ткацкого стана, именно она придавала крою особенность и позволяла мастерицам изготавливать шести и четырехметровые юбки. Сарафан создавался по определенной схеме, когда использовалась вся ширина точи (65-70 см), к которой пришивали клинья. Сарафаны могли быть очень широкими внизу и раскладываться в полный круг. Продольные клинья получали очень просто: одно прямоугольное полотно делили по диагонали и получали сразу два одинаковых клина.
Зимние сарафаны шили из шерстяного домотканого сукна, чаще синего или красного цвета. Для будничных летних сарафанов годился и неотбеленный холст.

  

Старообрядческий сарафан из экспозиции историко-художественного музея г. Семенова

 

Богатые сословия использовали привозные и фабричные ткани: парчу, шелк, бархат. Сарафаны часто отделывали золотной тесьмой, вышивкой, лоскутной отделкой, шнуром, кантом по низу, проймам и горловине.
Праздничный сарафан надевался редко, а потому хранился долго. Заложенный в складку он не мялся, берегся перевязанный в сундуках. Именно складки и украшали сарафан. Можно представить, как сильно расклешенный сзади и по бокам, заложенный сарафан "играл" при движении.
И спустя более века, сарафан может многое рассказать о своей хозяйке: ее достаток, социальный статус, замужем ли она была или нет, и даже возраст! Этнографы считают, что именно стройность и лаконизм русских сарафанных форм легли в дальнейшем в основу всей русской одежды. 


Поделиться: