Экспонат сентября: Золотное шитье

В экспозиции Историко-художественного музея представлены изделия нижегородского золотного шитья: платок-«головка» и платок с золотым и серебряным шитьем по  шелку.
Золотная вышивка – один из самых старинных и уникальных видов высокохудожественного  народного искусства в Нижегородском крае. Богато украшенная золотой вышивкой одежда и платки были обязательными  элементами гардероба состоятельных женщин. Сверкающий узор украшал праздничный женский костюм, который являлся гордостью семьи. Его бережно хранили и передавали по наследству от матери к дочери как надежный, никогда не обесценивающийся капитал. О владелице золотного плата или душегреи знала вся округа.

  
Платок-"головка" из коллекции историко-художественного музея г. Семенова

Для  нижегородского золотного шитья характерен крупный густой узор. Центр его – вазон, с выходящими из него листьями и цветами, виноградными  гроздьями, а также лентами, бантами. Здесь шили на бархате и шелке вишневого, синего, коричневого, малинового и лилового цветов.
Мастерица сначала составляла рисунок будущей вышивки. Для этого бралась толстая белая бумага. Готовый узор прокалывался по контуру и клался на материю, чтобы сделать «припорошку»  мелом и получить слабый отпечаток проколотых точек. Бумага красилась в желтый цвет отваром шафрана, и, по высыхании, из нее вырезались все крупные части узора и наклеивались на материю. Эта «карта»  затем зашивалась металлической нитью. Последнюю сквозь ткань не пропускали, а оставляли только на поверхности, прикрепляя простой ниткой через проколы. Эффектны большие плоскости шитья, сделанные в узор: цветочками, шариками, углами, в развод. Главные части рисунка, получавшие при экономном расходе материала эффектный рельеф, дополняли мелкими завитками, усиками и разброской кусочков канители и блесток по фону. Мимолетная фантазия мастериц получала тут полную волю потому, что ветки и разброски шились без всякого узора.

  
Платок с золотым и серебряным шитьем по  шелку из коллекии историко-художественного музея г. Семенова

Сложная техника золотного шитья требовала специального обучения,  поэтому не была широко распространена. Крупным промысловым центром золотной вышивки являлся Городец.  Лучшие мастерицы знали более 100  усложненных вариантов вышивки, а также старинный петельный шов, состоящий из золотых или упругих серебряных петель, густо заполнявших основные мотивы орнамента.
Все желающие купить  золотошвейные изделия съезжались на базары и ярмарки  сел и деревень  семеновского уезда - в села Бор, Кантаурово, Чистое поле, Рожново.  В числе товаров, привезенных на ярмарку, среди гончарного, железного, валяльного промыслов, деревянной посуды и столярных изделий выделялись золотного шитья платки и душегреи.
Член Нижегородского статистического комитета А.Ф. Мартынов  побывал на Бору в 1867 году. Посетив Сергиевскую ярмарку, он писал: «В первый раз (а мне довелось побывать на многих сельских ярмарках, и в разных губерниях),  бросались мне в глаза лавочки с золотошвейными крестьянскими уборами, т.е. шелковыми платками, вышитыми золотыми блестками, в роде древней» фаты, повойниками и т.п. Эти лавочки, по моему мнению, составляли главное убранство, роскошь сельской ярмарки и  резко кидались в глаза; деревенские щеголихи часто толпились у них».

 
Мастер-класс по золотному шитью от Ольги Юрьевны Калягиной в МТЦ "Золотая Хохлома"

Сейчас продолжателем традиций древнерусского золотошвейного искусства является ООО Городецкая золотная вышивка». Также тайны древнего искусства раскрываются семеновцам в авторских работах художницы Ольги Юрьевны Калягиной, чью коллекцию в данный момент можно увидеть в холле 2 этажа МТЦ «Золотая Хохлома».

Адреса: 
- Историко-художественный музей - ул. Ванеева, д.5 (тел. 8 (83162) 5-61-41);
- Музейно-туристический центр "Золотая Хохлома" - ул. Чкалова, д.18В (тел. 8 (83162) 5-61-41). 


Поделиться: