Экспонат октября - Колыбель

Колыбе?ль (люлька, зыбка) — подвесная или напольная, качающаяся кроватка для маленького ребёнка (младенца). Слово колыбель происходит от древнерусского глагола колыбать, что означало качать, укачивать. Зы?бка — в восточнославянских языках диалектное или областное название люльки (кроватки, подвешиваемой к потолку) для качания грудных малышей.

Колыбель - первое внеутробное место постоянного пребывания ребенка в начальные годы жизни. Здесь он мог находиться до того, как мог встать на ножки,до двух лет или до момента появления следующего младенца в семье. Колыбели на Руси имели различные формы. В XIX веке они представляли собой деревянные рамы, обшитые холстом и подвешенные за углы; кузовки (небольшой короб, лукошко), гнутые или плетёные из лыка или бересты на очепе, с подножкой для покачивания; долбленые, дощатые люльки,из ивовых прутьев;кроватки на круглых полозьях. Наибольшую популярность приобретала следующая конструкция: зыбка крепилась к очепу-длинной гибкой жерди,которая проходила через кольцо на матице одним концом,а другим упиралась в стену или врубалась в нее.Обычно очеп изготавливали из березы,которая имела свойство хорошо гнуться. Подвешивание колыбели к потолку было не случайным: наверху скапливался теплый воздух, что обеспечивало обогрев малыша.Но такой подход рассматривался еще и как ограждение ребенка от нечистой силы.Крестьяне проводили границу между полом и потолком .Считалось ,что чем выше находится ребенок,тем он ближе к Богу,а в нижней части избы,под полом ,обитала нечистая сила. Большое внимание при изготовлении колыбели наши предки уделяли материалу, из которого делали колыбельку. Из древесных пород избегали брать осину, это дерево считалось «нечистым».Для того чтобы ребенок быстро рос, люльку делали из пород быстрорастущих деревьев : вербы, ореха, боярышника. Для изготовления могли использовать сосновую дранку и кору липы .Зыбка, изготовленная из прочного дерева, могла прослужить 200 лет. На ней часто вырезали год рождения ребенка.Таких надписей можно обнаружить на музейных экспонатах до шести и более. Если позволяли средства, зыбка заказывалась хорошему мастеру с добрым сердцем. Он творил люльку с умением и благословясь. Люди менее состоятельные мастерили колыбельки сами. Люльки было не принято сжигать,уничтожать,они передавались по наследству. Матери готовили вышитый полог на зыбку, который не только защищал ребенка от мух и комаров, но и считался оберегом ,защитой от сглаза. Ткань подбиралась красивая , вышивалась вручную и обшивалась кружевами. В бедной семье пологом мог стать старый бабушкин сарафан. На дно зыбки стелилась солома, покрывалась ветошью или старой одеждой. В богатых семьях изготавливалась перина для младенца, набиваемая пухом птицы. К зыбке крепились различные яркие вещички — разноцветные лоскуточки ткани, расписные ложечки.На колыбелях часто вырезали различные орнаменты:в изголовье - солнце, в ножках – месяц и звезды.Внутрь клали обереги, призванные защитить ребенка от болезней и сглаза , кресты и иконы, ножи или гребни. Главным достоинством люлек являлась возможность их подвешивания не только в доме.Когда наступала пора жатвы, женщина могла взять с собой в поле люльку и подвесить ее на дерево.

В зажиточных семьях для “зыбания” (укачивания) своего дитяти нанимали нянек из бедных крестьян. Обычно это были девочки семи – восьми лет, среди которых попадались «славные пестуньи» — талантливые нянечки, способные быстро угомонить заигравшегося или капризного ребенка. У бедных крестьян погремушкой мог послужить высушенный бычий пузырь с зерном внутри. Такая погремушка издавала мягкие звуки, не гремела. Соска делалась из рога коровы, на него натягивали коровий сосок. Еще один вариант соски: смоченный в сладкой водичке хлеб заворачивался в тряпочку. Колыбельный период заканчивался для малыша, как только его отнимали от груди, или когда в семье случалось новое пополнение. Кормление грудным молоком продолжалось до двух и более лет. Отучить малыша от уютной зыбки было делом не простым. Для этого прибегали к разным хитростям:наряжали мужика «Букой» в вывернутый мехом наверх тулуп, приделывали мочальную бороду, в руки давали клюку. Он вбегал в горницу и, схватив люльку, уносил ее прочь. А удивленному ребенку объясняли: «Бука унес зыбку в лес свою дитятку «зыбать». Обычно такой прием действовал безотказно.

Вообще люльке придавалось огромное значение в жизни семьи, ведь люлька несла не только практическую пользу.Хорошо изготовленная, красивая люлька, предназначалась радовать мать, дабы она, глядя на разукрашенную колыбель, ещё больше наполнялась любовью к своему ребёнку и вдохновлялась на заботу и воспитание своего чада.

Колыбель к. XIX столетия можно увидеть в экспозиции избы зажиточного крестьянина в музее народного быта "Дом Семена Ложкаря".

По адресу: ул.Чкалова, д.18/1 (территория фабрики "Хохломская роспись")