Экспонат января - Рушник

Как у нас в дому,
Во высоком терему
Много шитых,
Много браных,
Много белых полотенец…
   Не можем мы сейчас, к сожалению, похвастаться ни шитыми, ни браными, ни даже чисто белыми полотенцами. Цветные, штампованные, чаще всего не из натурального волокна, полотенца давно перестали быть главным украшением домов. А ведь когда-то говорили: «Дом без полотенец, что семья без детей». И в старину каждая изба в русском доме бедного или зажиточного крестьянина была украшена рушниками-полотенцами. Эти изделия – предметы обыденного и ритуального назначения  сопровождали человека с момента рождения до смерти. Богато украшенные магическими узорами, они оберегали человека, его дом и приносили ему счастье.
   Рушник (укр.) или полотенце (рус. также рукотерник, ручник, утирник, полка, ширинка, плат) - оторванная часть, кусок или отрез полотна. Это предмет народной культуры и народного творчества восточных славян. Изготавливался из домотканого льняного или конопляного полотна. Его традиционные размеры: от тридцати-сорока сантиметров в ширину, от одного и до пяти метров в длину. Для украшения рушника употребляют вышивку, кружево, браное (узорное) ткачество, ленты.
   Рушник широко используется в разнообразных обрядовых ситуациях: на свадьбе, родинах и крестинах, на похоронах, в календарных обрядах. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника. Полотенца наделяются семантикой пути, дороги, соединения, связывания, имеют знаковую и оповестительную функцию.
   По назначению полотенца подразделялись на утиральные, подорожные, подарковые, праздничные, зеркальные, свадебные и другие.
   Обыденные (однодневные) рушники вышивались в течении светового дня, когда злые силы не могли повредить. Им приписывали обережные свойства (защитные). Использовали их в различных обрядах,при засухе,море скота.Такие полотенца не ткали заранее, а изготавливали несколькими мастерицами только в день использования в обряде. Так девушка обходила с полотенцем табун лошадей или вокруг стада коров, «спасая» их от мора.
   Рушниками убирают красный угол избы - божницу, называют его божником. На родильное, чистое белое полотенце принимали новорождённого - ни цветочка на нем, ни листика. Новорожденного ребёнка пеленали в свивальник - узкую длинную полоску ткани- это тоже полотенце. На вышитом, праздничном рушнике малыша крестили, принимали после купели. Такое крестильное полотенце мать или крестная ребенка вышивали заранее. Оно было вышито веселыми, светлыми цветами, без единого черного стежка. Украшенное полотенце шло в дар крестному отцу ребенка. Полотенцем-оберегом люльку закрывали - строчки на нём вытканы знаками тайными, от злого глаза.
   На даровых (подарковых) полотенцах часто присутствовали вышитые надписи: «Бери да помни», «Не трудна моя работа - угодить тебе охота», «Рука моя шила, а не знала для кого», «Не дорог подарок - дорога любовь», «Кого люблю - тому дарю», «Люблю сердечно -дарю навечно», «Носи - не меняй, люби не забывай», «Лети, платок, туда, где примут тебя, и, если примут неприятно, полети ко мне обратно», «Лицо вытирай, меня вспоминай». Полотенца также часто дарили за какую-либо работу или оплачивали работу полотенцем.
   Если вспомнить известную присказку «скатертью дорога», которая имеет сейчас негативное значение, то раньше, таким образом путникам желали счастливого пути. А связано это с особыми подорожными рушниками. Небольшие, со скромной вышивкой, домотканые полотенца давались в дорогу тем, кто покидал родной дом, отправляясь в странствие: воинам, торговцам, путешественникам. Подорожный рушник олицетворял собой пожелание лёгкого пути и скорого возвращения. Провожая в армию, дарили полотенце и приговаривали: «Пусть дорожка будет легкой и недлинной, чтобы скоро домой вернулся живым и невредимым».
   Праздничные полотенца вывешивались в избе на большие праздники. Пасхальные предназначались для украшения выпеченных куличей. На Масленницу в благодарность за угощение хозяев дома одаривали рушником - блинником.
   Рушники обязательно были частью приданого, и их изготовление было обязанностью невесты. Таких полотенец приготавливалось не менее сорока и больше в зажиточных семьях. Даровыми одаривали родственников жениха, украшали свадебный поезд. Считалось, что вышивая свадебный рушник, невеста вышивает своё семейное будущее. Поэтому приниматься за вышивку позволялось только с благими мыслями и хорошим настроением, а в перерывах девушка должна была непременно произносить молитву.
   В свадебном обряде применялось пять основных полотенец: рукобитный рушник, венчальный и союзный рушники, «божник», хлебосольный рушник. С момента сговора между двумя семьями о свадьбе стены в доме девушки обязательно должны быть украшены полотенцами невесты, чтобы показать свое мастерство родне мужа. В этот же день и жених получал в дар от невесты «рукобитное» вышитое полотенце в знак уважения и согласия на брак. На «венчальный» рушник становились молодые на колени в старину во время венчания у алтаря. «Союзным» рушником, как символом брачных уз при венчании, священник связывал руки жениха и невесты. Молодожены шли от ворот к дому по устланному полотенцу. Родители встречали их, благославляя иконами, украшенными «божником» и с караваем на хлебосольном рушнике. 
   Наши предки воспринимали рушник как полотно,на котором красной нитью изображалось прошлое, настоящее и будущее. Основными цветами, применяемыми при оформлении рушников, являются: красный, белый, черный, имевшие изначально своё значение в языческой народной культуре Руси. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного (розы, вьюны, виноград), зооморфного (петухи, кони, лебеди), геометрического (ромбы, круги, зигзагообразные линии) орнамента. До XVIII—XIX веков каждый вышитый узор имел свой сакральный смысл, ритуальное предназначение. После петровских реформ в вышивке на рушниках стали появляться бытовые мотивы, не несущие обрядовой смысловой нагрузки, а к концу XIX века вышивка практически полностью утратила своё ритуальное значение.
   Нижегородская вышивка отличалась разными техниками: гладью, крестом, счетным и тамбурным швом. На концах полотенец нижегородского края часто располагалась вышитая мелким крестом по натуральному или выбеленному льну красно-черная гирлянда цветов, напоминающая розы или шиповник. Узорной «шахматкой» славилась Хахальская волость Семеновского уезда. Там же делали скатерный или браный, полосатый, клетчатый холст, преимущественно красно-белой расцветки. Дольше всех хранили искусное мастерство ткачихи Поволжья и ветлужских деревень. Они ткали узорные концы полотенец со сложным геометрическим узором из красной пряжи и носили их продавать по Волге по деревням. 
  Таким образом, полотенце в старину сопровождало человека всю его жизнь,являясь предметом бытового и ритуального назначения. Вышитое полотенце ручной работы - это письмо, предание с тайными знаками и символами. Это шедевр прикладного искусства, где имеет значение и рисунок, и форма стежка, и цвет нити, и сам сюжет изображения. Каждый из таких сюжетов – то ли молитва, то ли рассказ, то ли песня исходит из исторических глубин народной традиции. Каждый узор притягивает взгляд, берет за душу!
   Милости просим в музей народного быта «Дом Семена ложкаря» восхититься коллекцией рушников-полотенец к. XIX –XX веков, вышитых мастерицами керженского края!
2