Экспонат сентября - Капсула времени

26 октября 2017 года на территории арматурного завода состоялось неординарное событие - извлечение «капсулы времени». Это событие с полным правом можно назвать эпохальным, поскольку с момента закладки капсулы прошло полвека, в течение которых одна эпоха сменила другую. Ветераны завода рассказали, что 50 лет назад, в годы расцвета предприятия, комсомольская организация оставила послание, где описали события 1960 – 70 годов.

Извлекал артефакт бывший секретарь парторганизации завода и один из идейных вдохновителей этого события Петр Теричев:

— Мы тогда работали и жили весело, с энтузиазмом, — рассказал Петр Герасимович Теричев. — Нам казалось, что живём мы лучше всех на земле. Какие заводы отстроили после войны, какие фабрики, школы! А 1967 год был юбилейным – пятьдесят лет Октябрьской революции. Это был грандиозный праздник. Готовясь к нему, мы всё думали, чем бы таким особенным отметить это событие. Вот и придумали оставить свой наказ потомкам. Пусть бы они через полвека вспомнили нас – может, посмеялись бы над нашей наивностью, а может, и позавидовали. Вот теперь я точно знаю, что нам можно и позавидовать. Жизнь была трудной, но очень интересной. Всё время происходило что-то новое и обязательно хорошее. Плохого мы не ждали, потому что всё самое страшное уже пережили. Я, конечно, не помню, думал ли я тогда дожить до этого дня, наверное, нет. Но теперь я просто счастлив, что мне повезло, и я сам вскрываю мною же заложенную капсулу. (Семеновский вестник, Ирина Колобова, от 31.10.2017)

Капсулу открыли накануне 100-летия Великого октября и передали в МБУК Историко-художественный музей. Постамент для капсулы выполнен из нержавеющей стали, а корпус похож на ракету. К сожалению, внутрь все-таки попала вода, и послание пришлось восстанавливать сотрудникам музея, фотографии же выцвели настолько, что даже восстановить их не представляется возможным.

Сейчас весь комплекс находится в зале советского периода и каждый желающий может посмотреть на него своими глазами, а также прочитать «послание потомкам».

Экспонат августа - домотканое льняное полотно

Лён, как и хлебные культуры, сопровождает восточно-европейское население издревле. Уже во втором тысячелетии до нашей эры предки современных славян умели вырастить лён и изготовить из него ткань. 

Семеновская земля в целом была хороша для льна; он плохо растёт на каменистых дренированных почвах. Под льнища отводились плодородные поля, глинистые пониженные места. 
Лён «любит» глину, но земля под него должна быть особенно тщательно обработана, без крупных комьев и камней. Сеяли лён из берестяных корзин, лукошек, подвешенных на лямке на шею или через плечо. Разбрасывали семена рукой, справа налево. Заделывали посев бороной-суковаткой или грабельками. 
Мужчины обрабатывали землю, а прядение и ткачество льна традиционно выполнялись сугубо женскими руками. Целый год нужно было проработать, чтобы получить тонкую белую нить. 
Лён руками дёргали, ставили в снопы. После высыхания – приносили на поле доски с зубьями и коковочки обколачивали. Семена сушили и веяли на ветру, на подстилке. 
Провеянное льняное семя ссыпали в мешочки и хранили бережно, в сухом месте – на чердаке дома или на верху в амбаре. А «чёсанный» лён подвергали дальнейшей обработке – мочению. Надо сказать, что лён, вымоченный в ямах в стоячей воде, даёт волокно шелковистое, но менее прочное, чем лён, вымоченный в проточной воде. Потом мяли, сушили , трепали, чесали лен. Работа вся женская. За прядение садились зимними вечерами с песнями да шутками. 
Веретено и прялица сопровождали женщину с детства до глубокой старости и были символом женской доли. Затем ставили ткацкий стан и начинали ткать. Ткань домотканая получалась грубая, но теплая и крепкая, поэтому носилась долго. В богатых домах она окрашивалась при помощи досок-манер и выглядела нарядно. Никогда, даже самую малую тряпочку не выкидывали, делали куколок или заплаты. «Наша рубашка в поле выросла» -так часто говорили про одежду из льна. 

Рубашку из домотканого полотна можно увидеть в «Музее народных ремесел» по адресу г. Семёнов, ул. Гагарина, д. 68.

 1

Экспонат июня - ступа

Ступы были в каждом сельском доме, выдалбливались они из крепкого дерева: дуба, березы иногда осины, в основном это нижняя часть ствола без сучков, высота достигала 80см, глубина — 50см, диаметр — 40см. Устойчивость ей придавала расширенная и утолщенная платформа. Ступа имела две ручки, выдолбленные из того же ствола дерева, которые служили для перестановки ступы с места на место. Если ручки отсутствовали, то обычно делали удобный перехват посредине тулова. Обязательное условие - ступа должна быть изначально из цельного куска дерева, а не из частей, склеить, скрепить хотя бы из двух деталей ее было нельзя: нагрузка велика, могли образоваться щели.

У каждой хозяйки в доме, было несколько ступ с пестами, и каждая из них использовалась по-своему, хотя все они предназначались для толчения: волокон, холста (ступа высотой до 80см.), зерна (от 60 – до 70 см.) картофеля (высотой 70 см.),соли (высотой 25 см.), конопляного и льняного семени (высотой 37 см.), и для растирания табака (единственная мужская ступа) ведь раньше зёрна не мололись, а толклись.

Щи да каша пища наша, так говорили. Так вот прежде чем сварить ту самую кашу, при обработке зерна сто потов сойдет. В ступе зерно отшелушивали и когда 92% зерна без шелухи, на улице стелили полотно и по ветру веяли зерно от лузги. Ступы после работы переворачивали вверх дном и с пестом ставили в угол, по поверьям считали что ступу с пестом в ней оставлять нельзя, ночью нечистая толочь в ней будет болезнь, а потом по народу развеет Так же ступа считалась не только домашней утварью, но и в целительстве она помогала, в ней толкли болезнь как у взрослых, так и у детей.

Ступа и пест олицетворяли мужское и женское начало, именно поэтому широко использовали их в свадебной обрядности. Сваха, прежде чем войти в избу к девушке, трижды крутила вокруг себя в сенях ее ступу, чтобы сватовство было удачным, приговаривая при этом:: «Как не упрямится ступа, так бы не упрямилась девица!» После отправления свахи из дома жениха его родные катили за ней ступу, выражая этим надежду, что сваха «утолчет и уладит» все проблемы в невестином семействе. Чтоб молодая поровну нарожала мальчиков и девочек, войдя к мужу в избу, должна была посидеть на ступе и песте. Откуда берутся дети говорили так:

С неба упал, Да в ступу попал, Из ступы вылез, И вот какой вырос.

В мифологии и русских народных сказках «Баба Яга летает на ступе, пестом подгоняет, а метлой дорогу разметает. Само слово «СТУПА» произошло от старого русского слова ступать — переставлять ногу с места на место. «ПЕСТ» называли по - разному: курант, пехталь, пехтило, боёк, кий, киёк, толкач. Изготавливали его из дерева, камня или металла. От слова «пест» произошёл термин пестик, которым сейчас обозначают часть цветка. Пестиками также раньше называли стержни, пальцы, снаряды в виде пестов, которые растирали, продавливали или пробивали что-либо. Многим известно слово пестовать в старину служило для обозначения педагогической, образовательно-воспитательной работы.

Ступу с пестом можно увидеть в музее народного быта "Дом Семена ложкаря", по адресу: ул.Чкалова, д18/1 (территория фабрики "Хохломская роспись") 

 

Экспонат июля - Ладья-парусник

Близость судоходных рек и торговых путей способствовало развитию хохломского промысла.В хронике известий от 1845 года о судоходстве, Нижегородские ведомости сообщали, что отсюда отправляется большое количество деревянной посуды, и что делается это в Семеновском уезде.Центром торговли были Астрахань, Саратов, Макарьевская ярмарка и позднее Нижегородская.Идея создания славянского корабля неслучайна. Ведь сам корабль (парусник, ладья) означает радость, символ надежды и мечты. И не случайно двухметровая ладья стала символом XV фестиваля народных художественныъх промыслов "Золотая Хохлома".Ладья – олицетворение души мастера, плывущей по бескрайним просторам океана вдохновения, и подгоняемая свежим ветром познания, красоты и мира нашей Родины. Ведь корабль – это путешествие к цели, а цель – сохранение уникального промысла. «Золотой парус», «Солнечная ладья», «Под солнцем» - таковы названия парусника. Имеет размеры – 1,90 м  Х 1,80 м. Выполнен из древесины мастером-профессионалом Балуковым Владимиром. Путем долбления и склейки сегментов из древесных материалов. Накладные элементы в виде защитных щитов прочно закреплены к основному каркасу. Автор росписи – Напылова Н. Роспись яркая, насыщенная, в основе – старинная славянская вязь в сочетании с современными элементами кудрины, торжественно строгая и одновременно роскошная. На парусе – ярило – бог солнца – чистота, искренность, радость бытия. Корма и нос немного отличаются по форме.Место соединения подводной и надводной частей парусника – художники отображают в виде волн. Ладья-парусник стала главным украшением XV фестиваля народных художественных промыслов России "Золотая Хохлома".

 

Экспонат мая - коньки

Первые приспособления для передвижения по льду, о которых мы знаем по археологическим раскопкам и из литературы, были сделаны из костей животных. Коньки - одно из древнейших изобретений человечества. Вырезанные из дерева либо выточенные из костей животных и прикрепленные к ботинку, коньки позволяли быстро передвигаться по земле, покрытой льдами. В Сибири катались на моржовых клыках, в Китае - на стволах бамбука. А найденные археологами в Казахстане у Борового озера коньки были сделаны из голенной кости лошади.

Шло время, менялись форма коньков, способ крепления, материал, из которого их делали. В XVII—XVIII веках коньки изготавливали из дерева, а снизу и спереди обивали железом.

А почему, собственно говоря, «коньки»? Откуда такое название? «Коньки» — слово чисто русское. Оно образовалось от слова «конь» — переднюю часть коньков часто украшали головой коня. Вот и получилось название предмета по его украшению — несущие нас вперед маленькие кони.

В наши дни коньки наглухо прикрепляют к обуви. Фигурные — с помощью винтов, а хоккейные и беговые — с помощью заклепок.

Разновидностей коньков достаточно много. Для тех, кто только приобщается к этому виду спорта, подойдут «снегурочки» — они устойчивы. Если же вы любите скорость, нужны коньки легкие, с длинным тонким лезвием — беговые. Хоккеисты пользуются двумя типами коньков: для русского хоккея и хоккея с шайбой. У первых лезвия немного короче, чем у беговых, а у вторых — слегка изогнуты. Это не случайно: во время напряженной, скоростной игры на этих коньках легче маневрировать на льду. Особые коньки у фигуристов — спереди зубчики, а лезвие заточено желобком.

На одно из самых древнейших изобретений человечества  - коньки, можно посмотреть, посетив экспозицию историко-художественного музея.

По адресу: ул.Ванеева, д.5

     

     

    

 

 

 

Связаться с нами:

   Музей народного быта

 +7 (83162) 5-65-97

+7 (83162) 5-68-03

Электронная почта: semenmuseum@mail.ru

Наш адрес: г. Семенов ул.Чкалова,  д. 18 (на территории ЗАО "Хохломская Роспись")

 

Расположение

map mtc

Publish modules to the "offcanvas" position.