Музей города Семенов. Официальный сайт

Экспонат октября - Колыбель

Колыбе?ль (люлька, зыбка) — подвесная или напольная, качающаяся кроватка для маленького ребёнка (младенца). Слово колыбель происходит от древнерусского глагола колыбать, что означало качать, укачивать. Зы?бка — в восточнославянских языках диалектное или областное название люльки (кроватки, подвешиваемой к потолку) для качания грудных малышей.

Колыбель - первое внеутробное место постоянного пребывания ребенка в начальные годы жизни. Здесь он мог находиться до того, как мог встать на ножки,до двух лет или до момента появления следующего младенца в семье. Колыбели на Руси имели различные формы. В XIX веке они представляли собой деревянные рамы, обшитые холстом и подвешенные за углы; кузовки (небольшой короб, лукошко), гнутые или плетёные из лыка или бересты на очепе, с подножкой для покачивания; долбленые, дощатые люльки,из ивовых прутьев;кроватки на круглых полозьях. Наибольшую популярность приобретала следующая конструкция: зыбка крепилась к очепу-длинной гибкой жерди,которая проходила через кольцо на матице одним концом,а другим упиралась в стену или врубалась в нее.Обычно очеп изготавливали из березы,которая имела свойство хорошо гнуться. Подвешивание колыбели к потолку было не случайным: наверху скапливался теплый воздух, что обеспечивало обогрев малыша.Но такой подход рассматривался еще и как ограждение ребенка от нечистой силы.Крестьяне проводили границу между полом и потолком .Считалось ,что чем выше находится ребенок,тем он ближе к Богу,а в нижней части избы,под полом ,обитала нечистая сила. Большое внимание при изготовлении колыбели наши предки уделяли материалу, из которого делали колыбельку. Из древесных пород избегали брать осину, это дерево считалось «нечистым».Для того чтобы ребенок быстро рос, люльку делали из пород быстрорастущих деревьев : вербы, ореха, боярышника. Для изготовления могли использовать сосновую дранку и кору липы .Зыбка, изготовленная из прочного дерева, могла прослужить 200 лет. На ней часто вырезали год рождения ребенка.Таких надписей можно обнаружить на музейных экспонатах до шести и более. Если позволяли средства, зыбка заказывалась хорошему мастеру с добрым сердцем. Он творил люльку с умением и благословясь. Люди менее состоятельные мастерили колыбельки сами. Люльки было не принято сжигать,уничтожать,они передавались по наследству. Матери готовили вышитый полог на зыбку, который не только защищал ребенка от мух и комаров, но и считался оберегом ,защитой от сглаза. Ткань подбиралась красивая , вышивалась вручную и обшивалась кружевами. В бедной семье пологом мог стать старый бабушкин сарафан. На дно зыбки стелилась солома, покрывалась ветошью или старой одеждой. В богатых семьях изготавливалась перина для младенца, набиваемая пухом птицы. К зыбке крепились различные яркие вещички — разноцветные лоскуточки ткани, расписные ложечки.На колыбелях часто вырезали различные орнаменты:в изголовье - солнце, в ножках – месяц и звезды.Внутрь клали обереги, призванные защитить ребенка от болезней и сглаза , кресты и иконы, ножи или гребни. Главным достоинством люлек являлась возможность их подвешивания не только в доме.Когда наступала пора жатвы, женщина могла взять с собой в поле люльку и подвесить ее на дерево.

В зажиточных семьях для “зыбания” (укачивания) своего дитяти нанимали нянек из бедных крестьян. Обычно это были девочки семи – восьми лет, среди которых попадались «славные пестуньи» — талантливые нянечки, способные быстро угомонить заигравшегося или капризного ребенка. У бедных крестьян погремушкой мог послужить высушенный бычий пузырь с зерном внутри. Такая погремушка издавала мягкие звуки, не гремела. Соска делалась из рога коровы, на него натягивали коровий сосок. Еще один вариант соски: смоченный в сладкой водичке хлеб заворачивался в тряпочку. Колыбельный период заканчивался для малыша, как только его отнимали от груди, или когда в семье случалось новое пополнение. Кормление грудным молоком продолжалось до двух и более лет. Отучить малыша от уютной зыбки было делом не простым. Для этого прибегали к разным хитростям:наряжали мужика «Букой» в вывернутый мехом наверх тулуп, приделывали мочальную бороду, в руки давали клюку. Он вбегал в горницу и, схватив люльку, уносил ее прочь. А удивленному ребенку объясняли: «Бука унес зыбку в лес свою дитятку «зыбать». Обычно такой прием действовал безотказно.

Вообще люльке придавалось огромное значение в жизни семьи, ведь люлька несла не только практическую пользу.Хорошо изготовленная, красивая люлька, предназначалась радовать мать, дабы она, глядя на разукрашенную колыбель, ещё больше наполнялась любовью к своему ребёнку и вдохновлялась на заботу и воспитание своего чада.

Колыбель к. XIX столетия можно увидеть в экспозиции избы зажиточного крестьянина в музее народного быта "Дом Семена Ложкаря".

По адресу: ул.Чкалова, д.18/1 (территория фабрики "Хохломская роспись")

Экспонат сентября - Капсула времени

26 октября 2017 года на территории арматурного завода состоялось неординарное событие - извлечение «капсулы времени». Это событие с полным правом можно назвать эпохальным, поскольку с момента закладки капсулы прошло полвека, в течение которых одна эпоха сменила другую. Ветераны завода рассказали, что 50 лет назад, в годы расцвета предприятия, комсомольская организация оставила послание, где описали события 1960 – 70 годов.

Извлекал артефакт бывший секретарь парторганизации завода и один из идейных вдохновителей этого события Петр Теричев:

— Мы тогда работали и жили весело, с энтузиазмом, — рассказал Петр Герасимович Теричев. — Нам казалось, что живём мы лучше всех на земле. Какие заводы отстроили после войны, какие фабрики, школы! А 1967 год был юбилейным – пятьдесят лет Октябрьской революции. Это был грандиозный праздник. Готовясь к нему, мы всё думали, чем бы таким особенным отметить это событие. Вот и придумали оставить свой наказ потомкам. Пусть бы они через полвека вспомнили нас – может, посмеялись бы над нашей наивностью, а может, и позавидовали. Вот теперь я точно знаю, что нам можно и позавидовать. Жизнь была трудной, но очень интересной. Всё время происходило что-то новое и обязательно хорошее. Плохого мы не ждали, потому что всё самое страшное уже пережили. Я, конечно, не помню, думал ли я тогда дожить до этого дня, наверное, нет. Но теперь я просто счастлив, что мне повезло, и я сам вскрываю мною же заложенную капсулу. (Семеновский вестник, Ирина Колобова, от 31.10.2017)

Капсулу открыли накануне 100-летия Великого октября и передали в МБУК Историко-художественный музей. Постамент для капсулы выполнен из нержавеющей стали, а корпус похож на ракету. К сожалению, внутрь все-таки попала вода, и послание пришлось восстанавливать сотрудникам музея, фотографии же выцвели настолько, что даже восстановить их не представляется возможным.

Сейчас весь комплекс находится в зале советского периода и каждый желающий может посмотреть на него своими глазами, а также прочитать «послание потомкам».

Экспонат августа - домотканое льняное полотно

Лён, как и хлебные культуры, сопровождает восточно-европейское население издревле. Уже во втором тысячелетии до нашей эры предки современных славян умели вырастить лён и изготовить из него ткань. 

Семеновская земля в целом была хороша для льна; он плохо растёт на каменистых дренированных почвах. Под льнища отводились плодородные поля, глинистые пониженные места. 
Лён «любит» глину, но земля под него должна быть особенно тщательно обработана, без крупных комьев и камней. Сеяли лён из берестяных корзин, лукошек, подвешенных на лямке на шею или через плечо. Разбрасывали семена рукой, справа налево. Заделывали посев бороной-суковаткой или грабельками. 
Мужчины обрабатывали землю, а прядение и ткачество льна традиционно выполнялись сугубо женскими руками. Целый год нужно было проработать, чтобы получить тонкую белую нить. 
Лён руками дёргали, ставили в снопы. После высыхания – приносили на поле доски с зубьями и коковочки обколачивали. Семена сушили и веяли на ветру, на подстилке. 
Провеянное льняное семя ссыпали в мешочки и хранили бережно, в сухом месте – на чердаке дома или на верху в амбаре. А «чёсанный» лён подвергали дальнейшей обработке – мочению. Надо сказать, что лён, вымоченный в ямах в стоячей воде, даёт волокно шелковистое, но менее прочное, чем лён, вымоченный в проточной воде. Потом мяли, сушили , трепали, чесали лен. Работа вся женская. За прядение садились зимними вечерами с песнями да шутками. 
Веретено и прялица сопровождали женщину с детства до глубокой старости и были символом женской доли. Затем ставили ткацкий стан и начинали ткать. Ткань домотканая получалась грубая, но теплая и крепкая, поэтому носилась долго. В богатых домах она окрашивалась при помощи досок-манер и выглядела нарядно. Никогда, даже самую малую тряпочку не выкидывали, делали куколок или заплаты. «Наша рубашка в поле выросла» -так часто говорили про одежду из льна. 

Рубашку из домотканого полотна можно увидеть в «Музее народных ремесел» по адресу г. Семёнов, ул. Гагарина, д. 68.

 1

Экспонат июля - Ладья-парусник

Близость судоходных рек и торговых путей способствовало развитию хохломского промысла.В хронике известий от 1845 года о судоходстве, Нижегородские ведомости сообщали, что отсюда отправляется большое количество деревянной посуды, и что делается это в Семеновском уезде.Центром торговли были Астрахань, Саратов, Макарьевская ярмарка и позднее Нижегородская.Идея создания славянского корабля неслучайна. Ведь сам корабль (парусник, ладья) означает радость, символ надежды и мечты. И не случайно двухметровая ладья стала символом XV фестиваля народных художественныъх промыслов "Золотая Хохлома".Ладья – олицетворение души мастера, плывущей по бескрайним просторам океана вдохновения, и подгоняемая свежим ветром познания, красоты и мира нашей Родины. Ведь корабль – это путешествие к цели, а цель – сохранение уникального промысла. «Золотой парус», «Солнечная ладья», «Под солнцем» - таковы названия парусника. Имеет размеры – 1,90 м  Х 1,80 м. Выполнен из древесины мастером-профессионалом Балуковым Владимиром. Путем долбления и склейки сегментов из древесных материалов. Накладные элементы в виде защитных щитов прочно закреплены к основному каркасу. Автор росписи – Напылова Н. Роспись яркая, насыщенная, в основе – старинная славянская вязь в сочетании с современными элементами кудрины, торжественно строгая и одновременно роскошная. На парусе – ярило – бог солнца – чистота, искренность, радость бытия. Корма и нос немного отличаются по форме.Место соединения подводной и надводной частей парусника – художники отображают в виде волн. Ладья-парусник стала главным украшением XV фестиваля народных художественных промыслов России "Золотая Хохлома".

 

Экспонат июня - ступа

Ступы были в каждом сельском доме, выдалбливались они из крепкого дерева: дуба, березы иногда осины, в основном это нижняя часть ствола без сучков, высота достигала 80см, глубина — 50см, диаметр — 40см. Устойчивость ей придавала расширенная и утолщенная платформа. Ступа имела две ручки, выдолбленные из того же ствола дерева, которые служили для перестановки ступы с места на место. Если ручки отсутствовали, то обычно делали удобный перехват посредине тулова. Обязательное условие - ступа должна быть изначально из цельного куска дерева, а не из частей, склеить, скрепить хотя бы из двух деталей ее было нельзя: нагрузка велика, могли образоваться щели.

У каждой хозяйки в доме, было несколько ступ с пестами, и каждая из них использовалась по-своему, хотя все они предназначались для толчения: волокон, холста (ступа высотой до 80см.), зерна (от 60 – до 70 см.) картофеля (высотой 70 см.),соли (высотой 25 см.), конопляного и льняного семени (высотой 37 см.), и для растирания табака (единственная мужская ступа) ведь раньше зёрна не мололись, а толклись.

Щи да каша пища наша, так говорили. Так вот прежде чем сварить ту самую кашу, при обработке зерна сто потов сойдет. В ступе зерно отшелушивали и когда 92% зерна без шелухи, на улице стелили полотно и по ветру веяли зерно от лузги. Ступы после работы переворачивали вверх дном и с пестом ставили в угол, по поверьям считали что ступу с пестом в ней оставлять нельзя, ночью нечистая толочь в ней будет болезнь, а потом по народу развеет Так же ступа считалась не только домашней утварью, но и в целительстве она помогала, в ней толкли болезнь как у взрослых, так и у детей.

Ступа и пест олицетворяли мужское и женское начало, именно поэтому широко использовали их в свадебной обрядности. Сваха, прежде чем войти в избу к девушке, трижды крутила вокруг себя в сенях ее ступу, чтобы сватовство было удачным, приговаривая при этом:: «Как не упрямится ступа, так бы не упрямилась девица!» После отправления свахи из дома жениха его родные катили за ней ступу, выражая этим надежду, что сваха «утолчет и уладит» все проблемы в невестином семействе. Чтоб молодая поровну нарожала мальчиков и девочек, войдя к мужу в избу, должна была посидеть на ступе и песте. Откуда берутся дети говорили так:

С неба упал, Да в ступу попал, Из ступы вылез, И вот какой вырос.

В мифологии и русских народных сказках «Баба Яга летает на ступе, пестом подгоняет, а метлой дорогу разметает. Само слово «СТУПА» произошло от старого русского слова ступать — переставлять ногу с места на место. «ПЕСТ» называли по - разному: курант, пехталь, пехтило, боёк, кий, киёк, толкач. Изготавливали его из дерева, камня или металла. От слова «пест» произошёл термин пестик, которым сейчас обозначают часть цветка. Пестиками также раньше называли стержни, пальцы, снаряды в виде пестов, которые растирали, продавливали или пробивали что-либо. Многим известно слово пестовать в старину служило для обозначения педагогической, образовательно-воспитательной работы.

Ступу с пестом можно увидеть в музее народного быта "Дом Семена ложкаря", по адресу: ул.Чкалова, д18/1 (территория фабрики "Хохломская роспись") 

 

Экспонат мая - коньки

Первые приспособления для передвижения по льду, о которых мы знаем по археологическим раскопкам и из литературы, были сделаны из костей животных. Коньки - одно из древнейших изобретений человечества. Вырезанные из дерева либо выточенные из костей животных и прикрепленные к ботинку, коньки позволяли быстро передвигаться по земле, покрытой льдами. В Сибири катались на моржовых клыках, в Китае - на стволах бамбука. А найденные археологами в Казахстане у Борового озера коньки были сделаны из голенной кости лошади.

Шло время, менялись форма коньков, способ крепления, материал, из которого их делали. В XVII—XVIII веках коньки изготавливали из дерева, а снизу и спереди обивали железом.

А почему, собственно говоря, «коньки»? Откуда такое название? «Коньки» — слово чисто русское. Оно образовалось от слова «конь» — переднюю часть коньков часто украшали головой коня. Вот и получилось название предмета по его украшению — несущие нас вперед маленькие кони.

В наши дни коньки наглухо прикрепляют к обуви. Фигурные — с помощью винтов, а хоккейные и беговые — с помощью заклепок.

Разновидностей коньков достаточно много. Для тех, кто только приобщается к этому виду спорта, подойдут «снегурочки» — они устойчивы. Если же вы любите скорость, нужны коньки легкие, с длинным тонким лезвием — беговые. Хоккеисты пользуются двумя типами коньков: для русского хоккея и хоккея с шайбой. У первых лезвия немного короче, чем у беговых, а у вторых — слегка изогнуты. Это не случайно: во время напряженной, скоростной игры на этих коньках легче маневрировать на льду. Особые коньки у фигуристов — спереди зубчики, а лезвие заточено желобком.

На одно из самых древнейших изобретений человечества  - коньки, можно посмотреть, посетив экспозицию историко-художественного музея.

По адресу: ул.Ванеева, д.5

     

     

    

 

 

 

Экспонат марта - Набор "Весна"

Хохломская роспись появилась в Нижегородской области в XVII столетии.

За это время сформировались определенные принципы и достаточно строгие правила. В соответствии с ними работают, создают свои неповторимые творения художники –поколение за поколением. Правила нарушать нельзя, иначе искусство потеряет самое главное – самобытность, особый характер, отличающий Хохлому от любого другого вида росписи.

Но однажды художникам пришлось отступить от правил и создать нечто совершенно новое. Узор получил нежное название «Весна». История создания нового для традиционной Хохломской росписи орнамента связана с именем с легендарной русской певицы, исполнительницы народных песен – Людмилы Георгиевны Зыкиной. Певица попросила мастеров Семеновской фабрики разработать особый орнамент, который бы «согревал душу и пел». Мастера постарались на славу, разработали несколько принципиально новых орнаментов, среди которых в частности, был орнамент с ландышами. Эскиз с нежными весенними цветами - ярким Хохломским узором - больше всех остальных понравился Людмиле Георгиевне – он и стал новым Хохломским орнаментом.

Но вот проблема, цветок ландыша не смотрелся в традиционной для Хохломы цветовой гамме. Пробовали разный фон, то золото, то красный, ну не чёрным же ландыш делать! 

И вот, одной из художниц, что называется — «пришло». Она решила попробовать на зелёном фоне золотые с белым цветы. Все поразились — это то, что надо!

Не сразу художественный совет согласился дать «добро» такому откровенному отступлению от правил. Но бесспорная красота и гармония нового рисунка, в конце концов «взяли верх».

Так родилась новая – зеленая Хохлома. Первая работа мастеров с «зеленой» Хохломской росписью хранится в экспозиции «Царская комната» Музейно – туристического центра «Золотая Хохлома».

Новый Хохломской узор сразу же вошел в список основных хохломских орнаментов.

«Зеленый ландыш» активно используется мастерами в декоре изделий, будь то Хохломская посуда, ложки или интерьерные украшения.

Экспонат апреля - Пуговицы

Среди старинных предметов есть такие, которые до поры до времени кажутся неинтересными и незаметными, но проходит время, и они открывают свою тайну. 
Именно так и происходило с «обычными» старинными пуговицами – никто и не догадывался, что древние пуговицы могут быть столь разнообразными, удивительными и как оказалось, совершенно неизученными предметами! Сейчас археологи находят пуговки, датированные XI-XIX вв. Пуговицы – гербовые, гирьки, плоские и другие. Разнообразен и материал для изготовления этого предмета, встречаются золотые, серебряные, медные и бисерные образцы. 
Действительно, в имперской России существовала особая культура производства пуговиц, и каждому роду войск соответствовал свой особый вид пуговицы, при котором на пуговицу наносилось свое особое изображение. Тут вам и «орел на пушках» и «орел на якорях» и просто двуглавый орел… Петр 1 издал указ, согласно которому, на мундире солдат всегда имелся ряд пуговиц, препятствующих развитию вредной крестьянской привычки – вытирать нос рукавом. 
Существует несколько версий происхождения самого слово «пуговица», среди них наиболее достоверной нам кажется та, согласно которой слово «пуговица» произошло от слова «пугать». 
Действительно, первоначальное предназначение пуговицы могло сводиться к тому, что она должна была оберегать своего хозяина от проявлений злых сил. Именно поэтому на ее поверхность наносились и особые «солярные» знаки. Спустя тысячи лет пуговицы почти не изменились. 
Чаще всего в Семеновском уезде встречались старообрядческие пуговицы - гирьки, которые пришивались на моленные сарафаны. Пуговки гирьки (на ножке) изготавливались из самых разнообразных материалов, встречаются старинные крохотульки из бронзы, из оловянного сплава, серебра и золота. Особое место занимают эмальные и бисерные пуговки, которые изготавливали в старообрядцы самостоятельно. Каждая пуговка произведение искусства, глядя на пуговку, можно представить ее хозяйку, ее достаток, возраст, род занятий.

Полюбоваться причудливыми формами, оригинальностью и уникальностью наших маленьких помощников  - пуговок можно в Музее народных ремесел,

по адресу: ул.Гагарина, д.68

 

 

 

 

Экспонат февраля - Мутовка

Музей народного быта "Дом Семена ложкаря" представляет  экспонат месяца -  Мутовка.

Мутовка -  это старинный, деревянный предмет для взбивания чего  - то жидкого. Можно сказать, что мутовка - это предок нашего миксера или блендера. Большую мутовку использовали для взбивания теста хлебного, поменьше для теста белого крутого, еще меньше для взбивания жидкого теста, блинов, киселей, а самую маленькую для взбивания яичных желтков. И это еще не все, отдельные мутовки были для взбивания масла, для перемешивания белья в кипящих чугунах, для замешивания глины, для разбивания отрубей которые варили для скота. Изготавливали ее из тонкого ствола сосны или ели, главное, чтобы ствол имел мутовчатое расположение веток. Ветки при изготовлении мутовки обрезают так, чтобы на стволе остались сучки длиной 3—5 см. Готовую мутовку сушат и пропитывают растительным маслом. Ствол служит рукояткой, а сучки – рабочей частью. Рукоять зажимали между ладоней и вращали, как бы перетирали ее. Так же существуют загадки про мутовку «Идет коза, бьет рогам по всем углам» так образно говорили о мутовке наши предки.
 
 

Поделиться:      

Счетчики

Яндекс.Метрика

Связаться с нами:

   Музей народного быта

 +7 (83162) 5-65-97

+7 (83162) 5-68-03

Электронная почта: semenmuseum@mail.ru

Наш адрес: г. Семенов ул.Чкалова,  д. 18 (на территории ЗАО "Хохломская Роспись")

 

Расположение

map mtc