Экспонат апреля - Пуговицы

Среди старинных предметов есть такие, которые до поры до времени кажутся неинтересными и незаметными, но проходит время, и они открывают свою тайну. 
Именно так и происходило с «обычными» старинными пуговицами – никто и не догадывался, что древние пуговицы могут быть столь разнообразными, удивительными и как оказалось, совершенно неизученными предметами! Сейчас археологи находят пуговки, датированные XI-XIX вв. Пуговицы – гербовые, гирьки, плоские и другие. Разнообразен и материал для изготовления этого предмета, встречаются золотые, серебряные, медные и бисерные образцы. 
Действительно, в имперской России существовала особая культура производства пуговиц, и каждому роду войск соответствовал свой особый вид пуговицы, при котором на пуговицу наносилось свое особое изображение. Тут вам и «орел на пушках» и «орел на якорях» и просто двуглавый орел… Петр 1 издал указ, согласно которому, на мундире солдат всегда имелся ряд пуговиц, препятствующих развитию вредной крестьянской привычки – вытирать нос рукавом. 
Существует несколько версий происхождения самого слово «пуговица», среди них наиболее достоверной нам кажется та, согласно которой слово «пуговица» произошло от слова «пугать». 
Действительно, первоначальное предназначение пуговицы могло сводиться к тому, что она должна была оберегать своего хозяина от проявлений злых сил. Именно поэтому на ее поверхность наносились и особые «солярные» знаки. Спустя тысячи лет пуговицы почти не изменились. 
Чаще всего в Семеновском уезде встречались старообрядческие пуговицы - гирьки, которые пришивались на моленные сарафаны. Пуговки гирьки (на ножке) изготавливались из самых разнообразных материалов, встречаются старинные крохотульки из бронзы, из оловянного сплава, серебра и золота. Особое место занимают эмальные и бисерные пуговки, которые изготавливали в старообрядцы самостоятельно. Каждая пуговка произведение искусства, глядя на пуговку, можно представить ее хозяйку, ее достаток, возраст, род занятий.

Полюбоваться причудливыми формами, оригинальностью и уникальностью наших маленьких помощников  - пуговок можно в Музее народных ремесел,

по адресу: ул.Гагарина, д.68

 

 

 

 

Экспонат марта - Набор "Весна"

Хохломская роспись появилась в Нижегородской области в XVII столетии.

За это время сформировались определенные принципы и достаточно строгие правила. В соответствии с ними работают, создают свои неповторимые творения художники –поколение за поколением. Правила нарушать нельзя, иначе искусство потеряет самое главное – самобытность, особый характер, отличающий Хохлому от любого другого вида росписи.

Но однажды художникам пришлось отступить от правил и создать нечто совершенно новое. Узор получил нежное название «Весна». История создания нового для традиционной Хохломской росписи орнамента связана с именем с легендарной русской певицы, исполнительницы народных песен – Людмилы Георгиевны Зыкиной. Певица попросила мастеров Семеновской фабрики разработать особый орнамент, который бы «согревал душу и пел». Мастера постарались на славу, разработали несколько принципиально новых орнаментов, среди которых в частности, был орнамент с ландышами. Эскиз с нежными весенними цветами - ярким Хохломским узором - больше всех остальных понравился Людмиле Георгиевне – он и стал новым Хохломским орнаментом.

Но вот проблема, цветок ландыша не смотрелся в традиционной для Хохломы цветовой гамме. Пробовали разный фон, то золото, то красный, ну не чёрным же ландыш делать! 

И вот, одной из художниц, что называется — «пришло». Она решила попробовать на зелёном фоне золотые с белым цветы. Все поразились — это то, что надо!

Не сразу художественный совет согласился дать «добро» такому откровенному отступлению от правил. Но бесспорная красота и гармония нового рисунка, в конце концов «взяли верх».

Так родилась новая – зеленая Хохлома. Первая работа мастеров с «зеленой» Хохломской росписью хранится в экспозиции «Царская комната» Музейно – туристического центра «Золотая Хохлома».

Новый Хохломской узор сразу же вошел в список основных хохломских орнаментов.

«Зеленый ландыш» активно используется мастерами в декоре изделий, будь то Хохломская посуда, ложки или интерьерные украшения.

Экспонат января - Фортепиано

В Историко - художественном музее в интерьере купеческого быта представлено уникальное изделие - старинное фортепьяно 1897 года выпуска с надписью на пюпитре 

«H. Engelhardt.Leipzig».

Инструмент выполнен из натурального дерева, с резными ножками и клавишами из слоновой кости.  Музей приобрел  его в 2013 году у Северовой Тамары Сергеевны, жительницы деревни Содомово городского округа Семеновский. По воспоминаниям женщины оно было привезено в наш город в начале ХХ века и стояло в доме состоятельных людей. Музыкальный инструмент переходил по наследству из поколения в поколение. Тамара Сергеевна приобрела его  в 1980  годах для своей дочери Татьяны, со слов которой таких фортепиано существовало  всего два.

Фортепиано – это удивительный музыкальный инструмент. Его прямыми предшественниками считаются клавесины и клавикорды. Изобрел фортепиано итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори. Инструмент был назван - пианофорте – а впоследствии закрепилось название фортепиано. В последующие годы улучшение конструкции фортепиано было связано с эволюцией клавишного механизма, введением чугунной рамы, педалей, увеличением диапазона, изменением расположения струн.

С 1760 –х гг. фортепиано широко распространяется во всех европейских странах, в том числе в России. Благодаря стараниям ведущих европейских мастеров в ХIХ веке фортепиано было значительно усовершенствованно, и стало доступным для широкой публики. Оно прочно вошло в повседневную жизнь среднего класса. Одновременно стало играть ведущую роль во многих областях музыкального искусства, и стала неотъемлемой частью повседневной жизни. Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов и занять центральное место в концертных залах Европы.

 

В историко-художественном музее Вы можете увидеть этот чудесный музыкальный инструмент.

Адрес: ул.Ванеева, д.5

Экспонат февраля - Мутовка

Музей народного быта "Дом Семена ложкаря" представляет  экспонат месяца -  Мутовка.

Мутовка -  это старинный, деревянный предмет для взбивания чего  - то жидкого. Можно сказать, что мутовка - это предок нашего миксера или блендера. Большую мутовку использовали для взбивания теста хлебного, поменьше для теста белого крутого, еще меньше для взбивания жидкого теста, блинов, киселей, а самую маленькую для взбивания яичных желтков. И это еще не все, отдельные мутовки были для взбивания масла, для перемешивания белья в кипящих чугунах, для замешивания глины, для разбивания отрубей которые варили для скота. Изготавливали ее из тонкого ствола сосны или ели, главное, чтобы ствол имел мутовчатое расположение веток. Ветки при изготовлении мутовки обрезают так, чтобы на стволе остались сучки длиной 3—5 см. Готовую мутовку сушат и пропитывают растительным маслом. Ствол служит рукояткой, а сучки – рабочей частью. Рукоять зажимали между ладоней и вращали, как бы перетирали ее. Так же существуют загадки про мутовку «Идет коза, бьет рогам по всем углам» так образно говорили о мутовке наши предки.
 
 

Экспонат декабря - Пороховница

      В экспозиции историко-художественного  музея

«История и быт Семеновского уезда в дореволюционный период»

представлены два уникальных экспоната XIX в. – пороховницы.

Пороховни?ца — это  ёмкость различной формы для хранения и переноски небольшого количества пороха. Их часто украшали инкрустацией, резьбой и чеканкой.

 

      Первые образцы огнестрельного оружия использовали дымный порох и были дульнозарядные. Стрелок должен был носить с собой запас пороха, пуль и приспособления для заряжания. Порох обычно хранили в специальных пороховницах и натрусках.    Натруски имели форму рожка, более редкой была круглая форма. Делались из рога, кости, дерева, в более редких случаях  из серебра. Среди грубого охотничьего снаряжения пороховницы обычно отличались тщательностью и изяществом отделки, так как дорогой порох требовал бережного хранения. Они изготовлялись в городах специалистами и продавались на местных рынках. 

Чаще всего пороховницы делали из дерева в виде круглых плоских сосудов с металлической оправой и ременными лямками для подвешивания через плечо или к поясу. 
      Сначала вытачивались две отдельные полусферические  половины, которые затем скреплялись в месте бокового соединения металлической (чаще медной) пластинкой. Для большей прочности центральные части деревянных стенок также закрывались пластинками, нередко крашенными чеканным узором. На окружности пороховницы делалось отверстие, куда вставлялось узкое металлическое горло, закрывавшееся  пробкой. Во многих пороховницах этого типа  пробки оформлялись в виде птички. С помощью особой пружинки пробка сама плотно захлопывалась. У боковых краев пороховницы имелись два ушка для укрепления в них кожаной лямки. Встречались самодельные, простые пороховницы сплетенные из лыка.

Существовали с конца XV  и до начала XX века.

Были необходимым атрибутом в снаряжении стрельцовмушкетёровказаков и охотников, использующих шомпольные ружья. С внедрением унитарных патронов в конце XIX века необходимость в пороховницах отпала.

 

Связаться с нами:

   Музей народного быта

 +7 (83162) 5-65-97

+7 (83162) 5-68-03

Электронная почта: semenmuseum@mail.ru

Наш адрес: г. Семенов ул.Чкалова,  д. 18 (на территории ЗАО "Хохломская Роспись")

 

Расположение

map mtc

Publish modules to the "offcanvas" position.