Экспонат ноября - Лазиво

Совсем недавно в музей народного быта «Дом Семена ложкаря» был передан в дар

экспонат 19 века. 

В экспозиции «Двор» он представлен, как приспособление (плеть с седелкой), применяемое в бортничестве.

В старину это самодельное изделие называли плеть или лазиво.

Необходимая несложная техника могла быть без труда подготовлена самим крестьянином из подручного материала. Сведений же о пчелах у него было достаточно, чтобы понять и усвоить приемы работы бортника.

Бортник имел право нарезать себе лыка и свить из него л?зиво или л?зиво,  так называли плетеницу, бортницкую плеть — верёвку, с помощью которой залезали на высокие деревья для добычи мёда из бортей. Концы лазива попеременно захлёстывались вокруг ствола, образуя петли-стремена, с помощью которых бортник поднимался по стволу дерева.

В словаре  В.И. Даля дано следующее описание и способ применения:

 « плеть, лезиво, лазево, стремянки у бортников: снаряд для лазанья по бортям: плетеная (плоская и мягкая), с одного конца и витая (круглая) с другого, веревка в 16 саженей; плетежок идет в два хвоста и привязан к седелке, креслам или креслу; в развилье плети ввязан деревянный крюк; другая, простая веревка в 1.5 сажени, лежея?, сложена вдвое и сплетена перемьяками, образуя ряд глухих очков, петел, а в концы ее ввязана дужка или собачка, с желобком по хребту для веревки. Бортник опоясывает и себя и дерево плетью, делая из нее же стремянки для ступни, подымая ее особым приемом по голомени, и лезет как по стремянкам; затем опоясывает лежни над бортью, задевает крюк за собачку и сидит спокойно на кресле; кончив дело, он снимает крюк, спускается тем же способом, раздергивает с земли за бечевку лежею, и она падает. Лазят и проще: опоясывая себя и голомя, в два обмота, подымаясь на подвязных  ступнях  на железных когтях».

Бортничество — промысел по сбору меда из бортей, служивших жильем для роев диких пчел. Борть — дерево с естественным или искусственно подготовленным дуплом для пчелиного роя. В излюбленных пчелами лесах осваивались бортные деревья, подготовлялись новые борти; так возникали бортные ухожаи, дававшие их владельцам мед и воск. Мед был ценнейшим продуктом питания, как в натуральном виде, так и в несколько обработанном или переработанном в напиток виде. Мед и воск занимали важное место, как товар во внешней и внутренней торговле.

Бортные угодья, "ухожаи" встречались, прежде всего, в местах богатых лесами: Поволжье, Рязанской, Вятской и Пермской землях. Наметившаяся еще в XVI в. тенденция к снижению занятия населения бортничеством в центральных и западных областях России (Московский край, Замосковье, Новгородская земля), получает дальнейшее развитие в XVII в. В этот период главные районы бортничества окончательно перемещаются на восток (Поволжье, Закамье). Особенно широкое развитие получает бортничество в Нижегородском крае. Места эти были издавна богаты медом: "... в Нижегородской области, особенно у мордвы в лесах, мед обильно сочится из утроб сосен, - писал Я. Рейтенфельс, - а медведи, привлекаемые сладостью, лезут для добычи вкусной еды на дерево, невзирая на укусы пчел и страх перед человеком" 

 Бортники, русские и мордовские крестьяне, бравшие бортные ухожаи в оброчное держание, обязаны были к Семенову дню (1 сентября) платить "медвяный" оброк, размеры которого колебались от нескольких алтын до трех рублей, и, кроме того, должны были "пчел разводить вновь и заботиться о новоделье, на перевод не пустошить пчел, в чужие бортные участки не ходить, лесу строевого не ронять, сторонних людей в лес не пускать". Основная масса бортных ухожаев была захвачена крупными землевладельцами всех категорий. Особенно много бортных лесов в Нижегородском и Арзамасском уездах, принадлежавших ранее мордве, было захвачено боярином Б. И. Морозовым. Бортничество приносило немалый доход хозяйству Б. И. Морозова . По данным описных книг 1667 г., в пяти уездах (Нижегородском, Арзамасском, Темниковском, Курмышском и Алаторском) вдове Б. И. Морозова принадлежало 66 бортных ухожаев. Размеры бортных участков были значительными. Так, в Нижегородском уезде к селу Новое Покровское было приписано 3 бортных ухожая: "... до речки до Умайки  Елизаровской ухожей, вдоль 7 верст, а поперег до реки Ватмы 10 верст; да... Пичаровский ухожей по Крутов враг, поперег 3 версты, а вдоль 10 верст; Вадовирской ухожей, вдоль 15 верст, поперег с головы 10 верст, а на другом конце 4 версты... ". У соседней деревни Стрелки было два бортных угодья, каждый размером 30 на 10 верст. С названных 5 участков крепостные крестьяне, русские и мордва, должны были платить в боярскую казну "медвяный" оброк - 21 пуд и 2 гривенки в год. Годовой оброк бортников всего Нижегородского уезда составлял 45 пудов 22 гривенки. 

Но были бортные леса, остававшиеся и во владении крестьян, в пользовании окрестного земледельческого населения. В отношении территории Северо-Восточной Руси об этом рассказывают случайно уцелевшие судные дела крестьян с монастырями, с митрополитом о праве владения такими бортными лесами. Из них мы узнаем о том, что в прошлом, когда бортные леса не были еще закреплены за определенными феодалами, сельские волостные люди свободно пользовались ими; для закрепления за собой борти — дерева, растущего в бортном лесу, — было достаточно факта пользования бортью, т. е. установления своего «знамени» на борти. Несколько таких дел дошло по Нижегородскому уезду (тяжбы с монастырями волостных крестьян, земледельцев мордвы и бортников).  Совершенная случайность, что такие документы сохранились только по небольшому числу уездов. Но и их достаточно, чтобы знать, что рядом с бортными промыслами землевладельцев бортничеством занимались и крестьяне. Оно велось в каждом отдельном случае в малом масштабе, но являлось хорошим подсобным занятием для земледельца-крестьянина.

 

 

Экспонат Октября. Символ XIV фестиваля глобус «Мир Золотой Хохломы»

 
 
Уникальный глобус шириной 1,5 метра и высотой 2 метра с хохломской росписью стал символом международного фестиваля народных художественных промыслов «Золотая Хохлома» 2017.
Символ фестиваля 2017 года изготовлен в виде глобуса вручную, путем долбления и склейки сегментов из древесных материалов. Габаритные размеры не менее 2 метров по высоте и 1,3 метра по ширине и 1,5 метра по глубине. Несущие элементы глобуса - основание и радиусная струбцина, выполнены из древесных материалов с внутренним каркасом из стали. Внутренний каркас выполнен сварным, конструкция выполнена из профильной стальной трубы. Сфера глобуса выполнена полой, из стеклопластика с применением выравнивающих финишных шпатлевок. На плоскости сферы, струбцине и основании выполнена роспись в стиле «хохлома». На поверхности сферы, обозначенные континенты моря и океаны должны быть стилистически олицетворять разные стили «хохломской» росписи. На всей поверхности выставочного объекта «глобус» нанесено защитно-декоративное лакокрасочное покрытие. Центральной фигурой на всех материках становится «Жар-птица», объединяющая историю участия мастеров в различных Международных выставках. По периметру основания расписаны элементы повторяющие травный рисунок в стиле «хохломской» росписи, применена древесина лиственных пород. На лицевых поверхностях символа фестиваля вручную нанесен орнамент в стиле «хохлома». Рисунок выполнить видом росписи «кудрина», на золотой подложке, с фоном преимущественно черного цвета, с добавлением растительных орнаментов, разживок красного, серебрянного и желтого цвета.
 
Время и место изготовления:
 
Изделие изготовлено в течении 2 месяцев 2017 года на ЗАО «Хохломская роспись» и стало символом XIV Международного Фестиваля народных художественных промыслов «Золотая Хохлома» .
 
В оформлении изделия присутствует оригинальность и разнообразие хохломской росписи присущих Семеновской земле. Орнамент – самый декоративно богатый и изысканный, строгий и роскошный одновременно, требующий огромной фантазии. Ведущая линия орнамента плавно огибает поверхность и диктует расположение и композицию цветов и элементов. Диковинные цветы крупные, выразительные, один не похож на другой. При изготовлении глобус использовались современные технологии. Вначале была разработана модель, затем она изготавливалась на станке с числовым программным управлением. Эту работу выполнял инженер-технолог Устюжанинов М.В.. Над авторской росписью работали Заслуженные мастера РФ, члены союза художников России, художники творческой лаборатории предприятия ЗАО «Хохломская роспись»: Швецова В.К., Баранова Т.В, Лопаткина А.Д., Фролова И.А., Нечаева Р.Н., Иванова М.Л., Напылова Н.Н., Шипулина В.В., Масленникова Т.Г., Ушакова Н.В., Семерикова С.Ю., Меньшова С.Н.
 

Увидеть этот и другие символы Международного фестиваля народных художественных промыслов «Золотая хохлома» можно в Музейно-туристическом центре «Золотая Хохлома» по адресу: Нижегородская область, г, Семенов, ул. Чкалова, д.18В.

Справки по телефону: 8 (83162) 5-61-41 

Экспонат июля: ножницы-щипцы для снятия свечного нагара

Ножницы-щипцы – это инструмент с двумя кольцами, как у ножниц и с небольшой коробочкой. Были созданы для укорачивания фитилей свечей и масляных ламп. Первые ножницы для снятия нагара появились в эпоху Возрождения. Именно тогда во дворцах использовалось множество свечей, которые чадили, оплывали и фитиль становился слишком длинным. В целях экономии свечей и более эффективного освещения служитель с помощью ножниц укорачивал выгоревший фитиль. Такие ножницы были в ходу до изобретения самопоглощающего фитиля в 1820-х гг.

До начала XIX века свечи изготавливались из воска или животного жира, который образовывал на конце фитиля наплыв нагара. С изобретением парафина и стеарина необходимость в постоянном укорачивании фитиля отпала, однако полностью не исчезла. В XIX веке фитили делались из толстого хлопкового жгута, усиленного свинцовой нитью, который практически не сгорал. Когда воск оплывал и фитиль становился слишком длинным, пламя свечи поднималось на пожароопасную высоту.

Мода на щипцы в богатых домах появилась в ХVII в., однако большинство сохранившихся экземпляров относится к ХVIII - ХIХ вв., как и экземпляр нашего музея.

Традиционные европейские ножницы для снятия нагара имеют плоские и широкие клинки. Изначально клинки были прямыми, но с XVII века стали выпускаться ножницы с изогнутыми клинками, которые препятствовали падению отрезанного фитиля.

С середины XVI века на одно из лезвий стали наваривать квадратный ящичек для срезанных фитилей, а с XVII века свечные ножницы начали украшать разнообразным орнаментом и снабжать специальным металлическим подносом. Чаще всего свечные ножницы отливались из латуни, однако существуют экземпляры из стали, бронзы, цинка и серебра.

В XIX веке ножницы для снятия нагара прилагались также к масляным лампам, работавшим на растительном или животном жире.

Экспонат августа: рыбацкие снасти

На рубеже XIX-XX века ловля рыбы на Нижегородчине происходила довольно разнообразными способами и снастями, хотя уже тогда существовали определенные правила рыболовного промысла, нарушения которых строго наказывались. Орудия и способы лова рыбы в то время считались промысловыми и любительскими. Хорошо известно, что почвы в нашем крае не отличаются своей плодородностью, поэтому даже в самый добрый, урожайный, год крестьяне Нижегородской губернии были не в состоянии прокормить свою семью выращенным ими хлебом. Именно поэтому еще с эпохи Средневековья большинство жителей нашего края, помимо сельского хозяйства, овладевали и другими, дополнительными, промыслами. Важнейшим из способов добычи пищи по праву считался промысел рыболовный. В музее народного быта «Дом Семёна ложкаря» выставлены уникальные рыболовные ловушки прошлых веков.

Морда— рыболовная снасть-ловушка, имеющая вид двух вставленных один в другой конусов, сплетенных из прутьев. Известна с глубокой древности. Обычно имеет размеры: длина— до 1,5 метров, внутренняя корзина имеет 0,7 метра длины. Для плетения морд обычно используют прутья красной ивы, предварительно вымачивая их в горячей воде для придания гибкости.

Используется для ловли у самого берега. Перед тем как опускать её в воду, в основание внутреннего конуса втыкают еловые ветки. К основанию и верхней части морды крепят грузы (например, кирпичи), чтоб она не всплывала. Отверстие верхнего конуса затыкают сеном. Опускают в воду грузами вниз, основание направляя в ту сторону водоёма, откуда идёт рыба, предварительно привязав её верёвкой к чему либо (например, кусту или воткнутому в дно колу). Рыбу приманивают еловые ветки, прикреплённые к внутреннему конусу, через отверстие которого она заходит внутрь.

Мордами или как их еще называли «вандами», а так же «дурками», ловили практически на всей Средней Волге и Керженце. С весны и до самой осени рыбаки вылавливали стерлядку мордами. К ивовым прутьям морд прилеплялось большое количество разнообразных червячков и личинок двукрылых, которыми питается стерлядь. Попадалась в такую ловушку в то время обычно стерлядь, иногда судак, подуст, сомята. Говорят, что хороший улов у рыбаков-вандовщиков был тогда, когда в каждую ловушку набивались по 50-60 стерлядей. Но большую часть улова составляла мелкая стерлядь.

Вентерь(от литовского v?nteris—верша из ивовых прутьев), также: кубырь, куток, мерёжа, вятель, фитиль, крылена, жак— рыболовная снасть-ловушка. В нашем крае чаще встречается название «жак». Представляет собой цилиндрическую сетку, расправленную на деревянных или железных обручах. Первый, входной, обруч чаще всего имеет форму арки, на нижних концах которой закреплены небольшие груза, для более устойчивого положения. Задний конец её, кутец, через который вынимается рыба, завязывается и крепится к чему-либо, например, к кусту или, чаще всего, к специально воткнутому колу. В каждый обруч (или только в передний, в зависимости от размера) вставляется сетяной конус — усынок, задерживающий вошедшую рыбу. От входного обруча расходятся в стороны два направляющих крыла из сетки, которые крепятся к кольям, или используют два «конуса», соединённых между собой сеткой, которая крепится к верхнему и нижнему краю входных обручей (таким образом можно перегородить реку или старицу). Устанавливается в реках, озёрах, старица. Рыба, наткнувшись на крыло или сетку, направляется вдоль неё и попадает во входное отверстие.

Нижний Новгород и его окрестности издавна славились как один из крупнейших центров не только рыбного экспорта, но и рыболовного промысла. Деликатесных рыб - осетров и белуг - в волжских и окских водах в пределах нашего региона в старину было значительно меньше, чем в Северном Каспии, а вот стерляди и другой рыбы было более чем предостаточно. Известны, однако, факты и поимок крупных осетров и белуг. Так, в 1890 году в реке Ветлуга недалеко от ее впадения в Волгу марийцы плавными сетями выловили белугу весом 28 пудов.

Экспонат мая: Самопрялка

 Моя прялка не прядёт,
Колесо не вертится.
Что-то милый не идёт,
Видно, долго сердится.

Некогда без прялки невозможно было представить ни один дом, ни одну девочку, девушку и женщину. С давних пор на Руси девушки и женщины занимались прядильным ремеслом. Первым "механизмом" для скручивания из относительно коротких волокон льна, хлопка, шерсти, конопли и т.д. непрерывной длинной нити были ловкие руки, которыми мастерицы свивали в одну нить (сучили) пряди этих волокон. Дело пошло значительно быстрее, когда появилось веретено. Но только самопрялка, взявшая на себя функции и по скручиванию пряжи, и по ее наматыванию, значительно облегчало труд пряжи, ограничив ее работу равномерной подачей шерсти или других волокон в отверстие рогульки (рогала) самопрялки. Конечно, приводить в действие самопрялку, то есть вращать колесо, тоже должна была мастерица, но уже ногой.
Самопрялка - деревянная прялка с колесом - появилась в Индии. Постепенно из этой страны она разошлась по всему миру, существенно облегчая жизнь прях.

  

Конструкция ее несложна, но гениальна: цилиндр, в котором веретено установлено горизонтально, установлен на доске. Рукой вращается колесо, которое, благодаря ремню, крутит веретено. Левая рука пряхи подает волокна к острому концу веретена, тогда как правая вертит колесо. Едва нить "вырастает" до длины руки, она наматывается на веретено и процесс продолжается. Скорость прядения с появлением таких устройств значительно возросла. На Руси эти машины подразделялись на русские (с колесом, расположенным перпендикулярно полу) и чухонки, в которых колесо находилось под углом. Когда в XV веке прялку оснастили рогулькой, отпала необходимость делать перерывы для наматывания нити на веретено - это происходило само. Ножная в XIX веке значительно возросла потребность в пряже. В как можно большем количестве пряжи. По этой причине прялка деревянная с колесом, которое необходимо вращать одной рукой, перестала удовлетворять потребителя. К счастью, нашлись умельцы, которые смогли приладить к этой конструкции педаль, которая позволяла вращать колесо ногами. Обе руки могли заниматься пряжей, что сильно ускоряло работу. В остальном принцип работы оставался прежним: кудель все так же крепили верхней перекладине донца, веретено вращалось благодаря кручению колеса, готовая нить наматывалась на рогульку, прикрепленную к свободному концу веретена - это была последняя механическая прялка.
Самопрялка с ножным приводом — одна из самых древних механических помощников в домашнем труде. Проверенная не одним поколением рукодельниц, она сочетает в себе рациональность, простоту и удобство. На самопрялку можно посмотреть «вживую» в экспозиции «Светёлка» музея народного быта Дом Семёна ложкаря».

Связаться с нами:

   Музей народного быта

 +7 (83162) 5-65-97

+7 (83162) 5-68-03

Электронная почта: semenmuseum@mail.ru

Наш адрес: г. Семенов ул.Чкалова,  д. 18 (на территории ЗАО "Хохломская Роспись")

 

Расположение

map mtc

Publish modules to the "offcanvas" position.