Музей города Семенов. Официальный сайт

Экспонат декабря - Чаша-Яндова

Толковый словарь живого великорусскаго языка Владимира Даля поясняет: «ЯНДОВА - низкая, большая медная, луженая братина, с рыльцем, для 
пива, браги, меду. В ендове подают питья на пирах; она же есть в распивочных и кабаках, на кораблях и пр. Крестьяне зовут ендовой и деревянную, высокую посудину, жбан, коновку». В Семеновском уезде эта посуда была распространена в старообрядческих селениях для разливания крепких напитков, когда хозяин дома обходил всех присутствующих и сам решал, кому возвести особые почести, а кому стоит отказать. 

Сосуды под названием «яндова» были разной вместимости: могли достигать нескольких вёдер, но изготовлялись и очень маленькие ендовы. Например, в Кирилловской расходной книге назначалось: «квасу медвеного яндову большую 10 чаш», «яндова черные патоки две чаши». Большие чаши никогда не ставили на стол, они имели специальные ножки и подставки.

Иногда сосуд делали в виде ладьи, утки, гуся, петуха. В XVI веке ендовы часто использовались у русских народов Поволжья, особенно мордвой, чувашами, марийцами, а также карелами, и сохранились у них до настоящего времени в качестве национальной утвари, изготавливаемой из липы, берёзы, дуба, клёна и других лиственных пород деревьев. 
В Музее народных ремесел, который распложен по адресу: ул.Гагарина, д.68,  хранится яндова начала ХХ века. Она исполнена из меди и вмещает в себя более 5 литров.

  

 

Экспонат ноября- Ковш «Герб РФ с собором Михаила Архангела»

Многие ли знают, почему на гербе двуглавый орел? Что он значит? Изображение двуглавого орла – старинный символ, обозначающий власть. Впервые эта фигура возникла во времена появления первых развитых государств – около пяти тысяч лет назад. Однако на протяжении всей своей истории этот знак поддавался различной трактовке. На сегодняшний день его изображают на многих символах власти (флагах и гербах) различных стран. Что символизирует двуглавый орел? Это глубокий образ, обозначающий собой сочетание двух начал. Головы птицы направлены в противоположные стороны: на Запад и на Восток. Однако само по себе - это цельное существо, воплощающее единство. Двуглавый орел – образ солнца, означающий благородство и власть.Орёл в гербе РФ обозначает царскую власть, прозорливость, силу, бессмертие, мужество. В некоторых культурах значение символа двуглавого орла немного другое. Его считает посланником, помощником Бога, исполнителем его воли. Он олицетворяет собой грозную силу, способную установить справедливость. Однако при этом многие эксперты сходятся во мнении, что двуглавый орел – символ, значение которого гордыня и надменность. Крылья птицы – это олицетворение защиты, а острые когти отражают готовность к борьбе за идеалы и за идеи. Птица, изображенная с белой головой, означает чистоту мысли представителей власти, ее справедливость и мудрость. Орел – храбрый, сильный страж, который может увидеть приближающуюся беду с любой стороны Существует несколько версий появления эмблемы двуглавого орла в России. Многие историки утверждают, что возникновение этого символа связано с именем Софьи Палеолог. Преемница павшей Византии, высокообразованная царевна, не без политических подоплеки, о которой позаботился Павел II, становится женой русского царя Ивана III. Этот междинастический брак позволил Москве приобрести новый статус – «Третий Рим», поскольку второй – Константинополь – пал в 1453 году. Софья не только привезла с собой символ белого двуглавого орла, который был гербом ее семьи – династии Палеологов. Она и ее приближенные поспособствовали культурному подъему Руси. На государственной печати орла стали изображать с 1497 года. Что подтверждает в своем тексте работа русского писателя Н. М. Карамзина «История государства Российского».

Известный реформатор, «прорубивший окно в Европу», Петр I во время своего правления уделял много времени не только внешней и внутренней политике. Царь также позаботился о государственной символике. На фоне непрекращающихся войн он решил создать единый символ. С 1700 года герб страны преображается. Интересны изменения, касающиеся непосредственно птицы. Над ее головами теперь располагаются короны. В лапах у нее держава и скипетр. Уже через десять лет, в 1710 году, эти корректировки внесены во все печати. Позже на монетах, а также на любых других предметах, где изображаются орлы, помещаются над ними императорские короны. Эти символы означают полную самостоятельность и независимость России от других держав. Никто не может ущемить государство в его властных правах. Стоит обратить внимание на то, что символ обрел такой вид еще за десять лет до того, как Россия назовется Российской Империей, а Петр I ее императором. В 1721 году важным и последним изменением при Петре – становится смена цвета. Двуглавый орел становится черным. Император решился на этот шаг, взяв пример у Священной Римской Империи. Клюв, а также лапы и атрибуты птицы были изображены в золотом цвете. Фон выполнен в таком же оттенке. На груди орла помещен красный щит, окруженный цепью ордена Андрея Первозванного. На щите Святой Георгий на коне поражает дракона копьем. Все эти образы символизируют вечную проблему борьбы Тьмы и Света, Зла и Добра.

После того как в 1917 году Николай II отрекся от престола, государственный знак теряет свою силу и значение. Перед новыми лидерами и представителями власти возникла проблема – необходимо создать новый геральдический символ. Этим вопросом занималась группа специалистов по геральдике. Однако до созыва Учредительного собрания они не видели необходимым создавать кардинально новый символ. Они считали допустимым использовать того же двуглавого орла, однако, его следовало «лишить» прежних атрибутов и убрать изображение Георгия Победоносца. Таким образом, печать временного правительства была нарисована специалистом И. Я. Билибиным. В борьбе за звание герба с двуглавым орлом «билось» изображение свастики, означавшей благополучие и вечность. Благодаря этим качествам, возможно, этот символ и понравился Временному правительству. В 1918 году при принятии конституции РСФСР был выбран новый герб, а об орле забыли до 1993 года, когда он становится государственным символом Российской Федерации. Теперь он изображается в золотом цвете, содержит в себе практически те же атрибуты, существовавшие во времена Российской империи – отсутствует на нем Андреевский орден. Допустимо использовать этот символ и без щита. Штандарт президента России Президент Б. Н. Ельцин в 1994 издал указ «О штандарте (флаге) президента Российской Федерации». Флаг президента представлял собой трехцветное полотно (три одинаковые горизонтальные полоски белый, синий, красный) и в центре изображённый на нем золотой герб. Штандарт обрамляется золотой бахромой.

В музейно-туристическом центре «Золотая Хохлома», в экспозиции «Царской комнаты» расположен уникальный ковш «Герб РФ с собором Михаила Архангела» представляющий собой эксклюзивную авторскую работу, с одной стороны которой резной герб РФ, с другой – собор, вырезанный в миниатюре.

Автор формы и резьбы – Тарелкин Игорь Викторович, художница – Швецова Валентина Калентьевна., художественная роспись «Кудрина – торжество», 2006 г.

Полюбоваться на ковш и на другие изделия хохломского промысла, вы можете, посетив музейно-туристический центр "Золотая Хохлома", по адресу: ул.Чкалова, д.18В, тел.8 (83162) 5-61-41

 

Экспонат октября - Колыбель

Колыбе?ль (люлька, зыбка) — подвесная или напольная, качающаяся кроватка для маленького ребёнка (младенца). Слово колыбель происходит от древнерусского глагола колыбать, что означало качать, укачивать. Зы?бка — в восточнославянских языках диалектное или областное название люльки (кроватки, подвешиваемой к потолку) для качания грудных малышей.

Колыбель - первое внеутробное место постоянного пребывания ребенка в начальные годы жизни. Здесь он мог находиться до того, как мог встать на ножки,до двух лет или до момента появления следующего младенца в семье. Колыбели на Руси имели различные формы. В XIX веке они представляли собой деревянные рамы, обшитые холстом и подвешенные за углы; кузовки (небольшой короб, лукошко), гнутые или плетёные из лыка или бересты на очепе, с подножкой для покачивания; долбленые, дощатые люльки,из ивовых прутьев;кроватки на круглых полозьях. Наибольшую популярность приобретала следующая конструкция: зыбка крепилась к очепу-длинной гибкой жерди,которая проходила через кольцо на матице одним концом,а другим упиралась в стену или врубалась в нее.Обычно очеп изготавливали из березы,которая имела свойство хорошо гнуться. Подвешивание колыбели к потолку было не случайным: наверху скапливался теплый воздух, что обеспечивало обогрев малыша.Но такой подход рассматривался еще и как ограждение ребенка от нечистой силы.Крестьяне проводили границу между полом и потолком .Считалось ,что чем выше находится ребенок,тем он ближе к Богу,а в нижней части избы,под полом ,обитала нечистая сила. Большое внимание при изготовлении колыбели наши предки уделяли материалу, из которого делали колыбельку. Из древесных пород избегали брать осину, это дерево считалось «нечистым».Для того чтобы ребенок быстро рос, люльку делали из пород быстрорастущих деревьев : вербы, ореха, боярышника. Для изготовления могли использовать сосновую дранку и кору липы .Зыбка, изготовленная из прочного дерева, могла прослужить 200 лет. На ней часто вырезали год рождения ребенка.Таких надписей можно обнаружить на музейных экспонатах до шести и более. Если позволяли средства, зыбка заказывалась хорошему мастеру с добрым сердцем. Он творил люльку с умением и благословясь. Люди менее состоятельные мастерили колыбельки сами. Люльки было не принято сжигать,уничтожать,они передавались по наследству. Матери готовили вышитый полог на зыбку, который не только защищал ребенка от мух и комаров, но и считался оберегом ,защитой от сглаза. Ткань подбиралась красивая , вышивалась вручную и обшивалась кружевами. В бедной семье пологом мог стать старый бабушкин сарафан. На дно зыбки стелилась солома, покрывалась ветошью или старой одеждой. В богатых семьях изготавливалась перина для младенца, набиваемая пухом птицы. К зыбке крепились различные яркие вещички — разноцветные лоскуточки ткани, расписные ложечки.На колыбелях часто вырезали различные орнаменты:в изголовье - солнце, в ножках – месяц и звезды.Внутрь клали обереги, призванные защитить ребенка от болезней и сглаза , кресты и иконы, ножи или гребни. Главным достоинством люлек являлась возможность их подвешивания не только в доме.Когда наступала пора жатвы, женщина могла взять с собой в поле люльку и подвесить ее на дерево.

В зажиточных семьях для “зыбания” (укачивания) своего дитяти нанимали нянек из бедных крестьян. Обычно это были девочки семи – восьми лет, среди которых попадались «славные пестуньи» — талантливые нянечки, способные быстро угомонить заигравшегося или капризного ребенка. У бедных крестьян погремушкой мог послужить высушенный бычий пузырь с зерном внутри. Такая погремушка издавала мягкие звуки, не гремела. Соска делалась из рога коровы, на него натягивали коровий сосок. Еще один вариант соски: смоченный в сладкой водичке хлеб заворачивался в тряпочку. Колыбельный период заканчивался для малыша, как только его отнимали от груди, или когда в семье случалось новое пополнение. Кормление грудным молоком продолжалось до двух и более лет. Отучить малыша от уютной зыбки было делом не простым. Для этого прибегали к разным хитростям:наряжали мужика «Букой» в вывернутый мехом наверх тулуп, приделывали мочальную бороду, в руки давали клюку. Он вбегал в горницу и, схватив люльку, уносил ее прочь. А удивленному ребенку объясняли: «Бука унес зыбку в лес свою дитятку «зыбать». Обычно такой прием действовал безотказно.

Вообще люльке придавалось огромное значение в жизни семьи, ведь люлька несла не только практическую пользу.Хорошо изготовленная, красивая люлька, предназначалась радовать мать, дабы она, глядя на разукрашенную колыбель, ещё больше наполнялась любовью к своему ребёнку и вдохновлялась на заботу и воспитание своего чада.

Колыбель к. XIX столетия можно увидеть в экспозиции избы зажиточного крестьянина в музее народного быта "Дом Семена Ложкаря".

По адресу: ул.Чкалова, д.18/1 (территория фабрики "Хохломская роспись")

Экспонат сентября - Капсула времени

26 октября 2017 года на территории арматурного завода состоялось неординарное событие - извлечение «капсулы времени». Это событие с полным правом можно назвать эпохальным, поскольку с момента закладки капсулы прошло полвека, в течение которых одна эпоха сменила другую. Ветераны завода рассказали, что 50 лет назад, в годы расцвета предприятия, комсомольская организация оставила послание, где описали события 1960 – 70 годов.

Извлекал артефакт бывший секретарь парторганизации завода и один из идейных вдохновителей этого события Петр Теричев:

— Мы тогда работали и жили весело, с энтузиазмом, — рассказал Петр Герасимович Теричев. — Нам казалось, что живём мы лучше всех на земле. Какие заводы отстроили после войны, какие фабрики, школы! А 1967 год был юбилейным – пятьдесят лет Октябрьской революции. Это был грандиозный праздник. Готовясь к нему, мы всё думали, чем бы таким особенным отметить это событие. Вот и придумали оставить свой наказ потомкам. Пусть бы они через полвека вспомнили нас – может, посмеялись бы над нашей наивностью, а может, и позавидовали. Вот теперь я точно знаю, что нам можно и позавидовать. Жизнь была трудной, но очень интересной. Всё время происходило что-то новое и обязательно хорошее. Плохого мы не ждали, потому что всё самое страшное уже пережили. Я, конечно, не помню, думал ли я тогда дожить до этого дня, наверное, нет. Но теперь я просто счастлив, что мне повезло, и я сам вскрываю мною же заложенную капсулу. (Семеновский вестник, Ирина Колобова, от 31.10.2017)

Капсулу открыли накануне 100-летия Великого октября и передали в МБУК Историко-художественный музей. Постамент для капсулы выполнен из нержавеющей стали, а корпус похож на ракету. К сожалению, внутрь все-таки попала вода, и послание пришлось восстанавливать сотрудникам музея, фотографии же выцвели настолько, что даже восстановить их не представляется возможным.

Сейчас весь комплекс находится в зале советского периода и каждый желающий может посмотреть на него своими глазами, а также прочитать «послание потомкам».

Экспонат июля - Ладья-парусник

Близость судоходных рек и торговых путей способствовало развитию хохломского промысла.В хронике известий от 1845 года о судоходстве, Нижегородские ведомости сообщали, что отсюда отправляется большое количество деревянной посуды, и что делается это в Семеновском уезде.Центром торговли были Астрахань, Саратов, Макарьевская ярмарка и позднее Нижегородская.Идея создания славянского корабля неслучайна. Ведь сам корабль (парусник, ладья) означает радость, символ надежды и мечты. И не случайно двухметровая ладья стала символом XV фестиваля народных художественныъх промыслов "Золотая Хохлома".Ладья – олицетворение души мастера, плывущей по бескрайним просторам океана вдохновения, и подгоняемая свежим ветром познания, красоты и мира нашей Родины. Ведь корабль – это путешествие к цели, а цель – сохранение уникального промысла. «Золотой парус», «Солнечная ладья», «Под солнцем» - таковы названия парусника. Имеет размеры – 1,90 м  Х 1,80 м. Выполнен из древесины мастером-профессионалом Балуковым Владимиром. Путем долбления и склейки сегментов из древесных материалов. Накладные элементы в виде защитных щитов прочно закреплены к основному каркасу. Автор росписи – Напылова Н. Роспись яркая, насыщенная, в основе – старинная славянская вязь в сочетании с современными элементами кудрины, торжественно строгая и одновременно роскошная. На парусе – ярило – бог солнца – чистота, искренность, радость бытия. Корма и нос немного отличаются по форме.Место соединения подводной и надводной частей парусника – художники отображают в виде волн. Ладья-парусник стала главным украшением XV фестиваля народных художественных промыслов России "Золотая Хохлома".

 

Экспонат августа - домотканое льняное полотно

Лён, как и хлебные культуры, сопровождает восточно-европейское население издревле. Уже во втором тысячелетии до нашей эры предки современных славян умели вырастить лён и изготовить из него ткань. 

Семеновская земля в целом была хороша для льна; он плохо растёт на каменистых дренированных почвах. Под льнища отводились плодородные поля, глинистые пониженные места. 
Лён «любит» глину, но земля под него должна быть особенно тщательно обработана, без крупных комьев и камней. Сеяли лён из берестяных корзин, лукошек, подвешенных на лямке на шею или через плечо. Разбрасывали семена рукой, справа налево. Заделывали посев бороной-суковаткой или грабельками. 
Мужчины обрабатывали землю, а прядение и ткачество льна традиционно выполнялись сугубо женскими руками. Целый год нужно было проработать, чтобы получить тонкую белую нить. 
Лён руками дёргали, ставили в снопы. После высыхания – приносили на поле доски с зубьями и коковочки обколачивали. Семена сушили и веяли на ветру, на подстилке. 
Провеянное льняное семя ссыпали в мешочки и хранили бережно, в сухом месте – на чердаке дома или на верху в амбаре. А «чёсанный» лён подвергали дальнейшей обработке – мочению. Надо сказать, что лён, вымоченный в ямах в стоячей воде, даёт волокно шелковистое, но менее прочное, чем лён, вымоченный в проточной воде. Потом мяли, сушили , трепали, чесали лен. Работа вся женская. За прядение садились зимними вечерами с песнями да шутками. 
Веретено и прялица сопровождали женщину с детства до глубокой старости и были символом женской доли. Затем ставили ткацкий стан и начинали ткать. Ткань домотканая получалась грубая, но теплая и крепкая, поэтому носилась долго. В богатых домах она окрашивалась при помощи досок-манер и выглядела нарядно. Никогда, даже самую малую тряпочку не выкидывали, делали куколок или заплаты. «Наша рубашка в поле выросла» -так часто говорили про одежду из льна. 

Рубашку из домотканого полотна можно увидеть в «Музее народных ремесел» по адресу г. Семёнов, ул. Гагарина, д. 68.

 1

Экспонат июня - ступа

Ступы были в каждом сельском доме, выдалбливались они из крепкого дерева: дуба, березы иногда осины, в основном это нижняя часть ствола без сучков, высота достигала 80см, глубина — 50см, диаметр — 40см. Устойчивость ей придавала расширенная и утолщенная платформа. Ступа имела две ручки, выдолбленные из того же ствола дерева, которые служили для перестановки ступы с места на место. Если ручки отсутствовали, то обычно делали удобный перехват посредине тулова. Обязательное условие - ступа должна быть изначально из цельного куска дерева, а не из частей, склеить, скрепить хотя бы из двух деталей ее было нельзя: нагрузка велика, могли образоваться щели.

У каждой хозяйки в доме, было несколько ступ с пестами, и каждая из них использовалась по-своему, хотя все они предназначались для толчения: волокон, холста (ступа высотой до 80см.), зерна (от 60 – до 70 см.) картофеля (высотой 70 см.),соли (высотой 25 см.), конопляного и льняного семени (высотой 37 см.), и для растирания табака (единственная мужская ступа) ведь раньше зёрна не мололись, а толклись.

Щи да каша пища наша, так говорили. Так вот прежде чем сварить ту самую кашу, при обработке зерна сто потов сойдет. В ступе зерно отшелушивали и когда 92% зерна без шелухи, на улице стелили полотно и по ветру веяли зерно от лузги. Ступы после работы переворачивали вверх дном и с пестом ставили в угол, по поверьям считали что ступу с пестом в ней оставлять нельзя, ночью нечистая толочь в ней будет болезнь, а потом по народу развеет Так же ступа считалась не только домашней утварью, но и в целительстве она помогала, в ней толкли болезнь как у взрослых, так и у детей.

Ступа и пест олицетворяли мужское и женское начало, именно поэтому широко использовали их в свадебной обрядности. Сваха, прежде чем войти в избу к девушке, трижды крутила вокруг себя в сенях ее ступу, чтобы сватовство было удачным, приговаривая при этом:: «Как не упрямится ступа, так бы не упрямилась девица!» После отправления свахи из дома жениха его родные катили за ней ступу, выражая этим надежду, что сваха «утолчет и уладит» все проблемы в невестином семействе. Чтоб молодая поровну нарожала мальчиков и девочек, войдя к мужу в избу, должна была посидеть на ступе и песте. Откуда берутся дети говорили так:

С неба упал, Да в ступу попал, Из ступы вылез, И вот какой вырос.

В мифологии и русских народных сказках «Баба Яга летает на ступе, пестом подгоняет, а метлой дорогу разметает. Само слово «СТУПА» произошло от старого русского слова ступать — переставлять ногу с места на место. «ПЕСТ» называли по - разному: курант, пехталь, пехтило, боёк, кий, киёк, толкач. Изготавливали его из дерева, камня или металла. От слова «пест» произошёл термин пестик, которым сейчас обозначают часть цветка. Пестиками также раньше называли стержни, пальцы, снаряды в виде пестов, которые растирали, продавливали или пробивали что-либо. Многим известно слово пестовать в старину служило для обозначения педагогической, образовательно-воспитательной работы.

Ступу с пестом можно увидеть в музее народного быта "Дом Семена ложкаря", по адресу: ул.Чкалова, д18/1 (территория фабрики "Хохломская роспись") 

 


Поделиться:      

Счетчики

Яндекс.Метрика

Связаться с нами:

   Музей народного быта

 +7 (83162) 5-65-97

+7 (83162) 5-68-03

Электронная почта: semenmuseum@mail.ru

Наш адрес: г. Семенов ул.Чкалова,  д. 18 (на территории ЗАО "Хохломская Роспись")

 

Расположение

map mtc