Экспонат апреля: бисерное шитье

УЗОРНОЕ МНОГОЦВЕТЬЕ

Бисер является прочным, долговечным, сохраняющим краски в течение веков материалом, а история бисера уходит корнями в далекое прошлое. Стеклянные бусины - непосредственные предшественники бисера, украшали еще одежду древнеегипетских фараонов. Позднее единственным центром производства бисера в Европе стала Венеция. Венецианское стекло, в том числе и бисер, приносили республике колоссальные доходы, а география торговли была чрезвычайно обширной: страны Восточной Африки, европейские государства, а затем и Америка. Производство бисера в Европе достигло расцвета во второй половине XVIII века, когда появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера и провело к появлению очень популярной его разновидности - стекляруса. Соперничество конкурировавших между собой за рынок сбыта мастеров способствовало появлению бисера, разнообразного по цвету, форме и размерам. Бисер в Россию массово начали завозить из Европы в конце XVII века. А к середине XVIII века рукодельницы стали использовать бисер в качестве украшения национальных костюмов наравне с жемчугом. Кроме того, бисер был широко распространен в церковном и светском шитье.
Фабрика стекольного производства в России была организована в 1754 году. Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества и не могла удовлетворить спрос мастериц. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции.

 

Бисерное рукоделие нашло широкое распространено в монастырях. Монахини и послушницы расшивали им всевозможные церковные атрибуты и делали изделия на продажу. Благодаря исключительной долговечности бисера, многие из изделий древних мастериц дошли до наших дней и как и прежде, поражают яркостью красок и изысканностью работы. В Семеновском историко-художественном музее хранится небольшая старинная коллекция изделий, украшенных бисером. Это - поднос для визиток, флакон для духов, футляр для часов, футляр для очков, шкатулка, яйцо декоративное, игольница, кошелек и др. предметы, украшенные цветным бисером с цветочным орнаментом. Эти изделия относятся к концу 19-го - началу 20-го вв., а вышиты они были монахинями Медведевского женского монастыря. Семеновского уезда Нижегородской губернии. Техника вышивки у рукодельниц была следующей: вышивали бисером по клеточкам, аналогичной вышивке крестом. Для этого выбирали мелкую канву (редкую ткань или шёлк), на которую нашивали бисеринки, подбирая их по цвету в соответствии с рисунком. Этот вид рукоделия требовал много внимания, времени и терпения. Основной проблемой во всех бисерных работах являлось нанизывание бисеринок на нитку (диаметр отверстия в старинном бисере не превышал 0.2-0.3 мм). Для работы с таким крошечным бисером выпускались особо тонкие иглы английских и немецких фирм. Бисер обладал исключительной долговечностью, а богатая палитра цветов не ограничивала творческие порывы мастериц. Бисером также вышивались картины, оклады икон, расшивались пояса, кошельки, кисеты, сумочки, ридикюли, шкатулки.

   

После Октябрьской революции бисерное искусство постигла участь многих других видов рукоделий: оно пришло в упадок. При этом многие секреты старых мастеров были утрачены. 

Экспонат марта: картины П.П. Кончаловского

В экспозициях музейно-туристического центра «Золотая Хохлома» хранится не только большая коллекция уникальных хохломских изделий XIX-XXI вв., но и несколько живописных полотен, отображающих жизнь и быт хохломских мастеров ушедших десятилетий.
Особенно большой интерес вызывают у туристов картины, написанные известным русским и советским художником Петром Петровичем Кончаловским. В свое время художник живо интересовался судьбой народных промыслов, в том числе и хохломой.

  

"Художницы за работой" (1935) и Портрет А.А. Ершова (1936)
(посмотреть изображения в полном размере можно в альбоме в нашей группе в VK)

Картины из собрания МБУК «Историко-художественный музей» датированы 1935 и 1936 годами. Обе они посвящены семеновским мастерам: это полотно “Художницы за работой” и портрет мастера-ковшечника Антипа Ермиловича Ершова.
Кончаловский неоднократно бывал на Нижегородской земле, а в 1938 году даже посетил село Хохлома, давшее название одному из самых ярких и знаменитых промыслов России – золотой хохломе.

Увидеть оригиналы картин можно ежедневно в музейно-туристическом центре "Золотая Хохлома" по адресу: ул. Чкалова, д.18В. Справки по телефону: 8 (83162) 5-61-41. 

Экспонат ноября: Ложки "писанки"

Есть в коллекции музея необычные ложки, именуемые «писанками» и созданные по образу и подобию пасхальных яиц «писанок», хотя рисунки совершенно в обоих случаях разные. Название «писанка» идет от слова «писать». Процесс нанесения на ложки рисунка в старину называли «кропление», отсюда ещё одно название  - «ложка с кроплением».
О том, как появились такие ложечки  и кто первый автор росписи, известно благодаря редактору санкт-петербургского журнала «Северная пчела» Павлу Степановичу Усову, который побывал в Семенове в середине 
XIX века. Именно он первый в своей статье и рассказал о семеновских «писанках». Но в начале истории -  предыстория. 
Мы сейчас не можем себе представить, что поначалу ложку продавали «бельем», то есть белую и не окрашенную, стоила она очень дешево, и чтобы получить прибыль, нужно было изготовить огромную партию, да еще и сбыт найти. С этого и начинается история «ложки с кроплением»…

 

«В  Хвостиковской слободе я посетил, между прочим, ложкаря Аггея Масленникова» -  пишет в своей статье Павел Усов. «Его жена, Екатерина, дочь писаря, лет двадцати пяти, первая начала самоучкой рисовать на ложках разные предметы. Скупщики стали платить дороже за подобные ложки, вследствие чего по примеру Екатерины Масленниковой женщины бросили рукодельные работы и стали заниматься разрисовкою ложек… При мне в пять минут Масленникова гусиным пером разрисовала чёрную и красною краской пять ложек. На одной явился монастырь, на другой – женщина на стуле с самоваром, на третьей -  дерево, под которым мужчина держит за волосы женщину и бьёт её палкою, на четверной – извозчик с лошадью и т.д. Я нарочно перечислил предметы, изображенные на ложках, чтобы показать находчивость фантазии Масленниковой… Подобная разрисовка ложек теперь распространилась между крестьянами в Хвостиковской слободе и в деревне Ларионове, на реке Санохте. Первая лежит от Семенова в двух верстах, а последняя в пяти».

 

А вот как о ложках «писанках» пиешт репортер «Исторического вестника» Анатолий Леман (он прибыл в Семенов через три десятка лет после Усова П.С. и разыскал в Хвостиковской слободе Масленниковых). Он увидел зажиточную семью, где отцу-старику помогали взрослые дети – дочь Маша и сын Никифор. "Марья … принесла баночку с суриком, с черной и зеленой краской. Она взяла несколько гусиных перьев и с необыкновенной скоростью начертала толстогрудую барыню с длинным подбородком и крошечной шляпкой на взбитых волосах. Ручка у барыни вышла крошечная, детская, вокруг барыни крапильщица набросала фантастические цветы в виде роз и листьев….. На это потребовалось так мало времени, я не верил моим глазам. Молча и быстро она взяла другую белую ложку и на ней, как автомат, нарисовала точь-в-точь такое же изображение. Было ясно, что этой барыней кропили тут ложки тысячами, оттого так и набили руку…..»
Вот так и появились удивительные и интересные ложки с краплением, которые благодаря своим незатейливым, но очень необычным сюжетам можно рассматривать часами.  Такие ложки вы можете увидеть в экспозиции отдела народного быта и промыслов «Дом Семёна ложкаря».
 

Экспонат февраля: Гармонь

Невозможно представить Россию без деревянных ложек, румяных матрёшек, золотой хохломы и голосистой гармони. История гармони насчитывает более 200 лет. Усилия многих поколений умельцев превратили этот музыкальный инструмент в технически крайне сложный механизм. В каждом городе и селе буквально до 90-х годов прошлого века все свадьбы, крестины и престольные праздники не обходились без душевной песни, задорной пляски или озорной частушки под гармонь. Каждого призывника по пути в военкомат, кроме родных, друзей и подруг, обязательно сопровождал удалой гармонист.
Гармони вязали (так среди мастреров называют процесс изготовления) в разных областях: Нижегородской, Вятской (ныне Кировской), Тульской, Саратовской, Орловской, Ярославской. Существуют инструменты фабричные и авторские. 

  

Семёновские гармони славятся на всю Россию-матушку и даже за её пределами. Это — заслуга местных кустарей-умельцев. Среди них - династия выдающихся гармонных мастеров братьев Потехиных, основателем которой является крестьянин из села Совинское Семёновского уезда – Павел Тюлюсов. В середине XIX века он наладил дома изготовление семиклапанных гармоник, научился лихо и весело на них играть, за что и получил прозвище «Потехин», в дальнейшем ставшее его фамилией и, можно сказать, фирменным знаком качества и звучности гармони. Сын его, Яков Павлович Потехин (1857-1937), и четыре его внука, Василий (1896-1937), Иван (1898-1957), Николай (1903-1942) и Борис (1908-1954), продолжили дело отца и деда, достигнув в ремесле такого искусства, что слава о потехинских гармошках по всей России пошла. Откуда только не поступали заказы в небольшую деревушку Совинское, какие только деньги не предлагали! Сто лет творили, разрабатывали, усовершенствовали гармонь несколько поколений Потехиных. Самым знаменитым мастером стал Иван Яковлевич. Ещё юнцом ему довелось повоевать на Первой мировой, потом — в Красной гвардии — и везде, само собой, с гармонью. Но ни слава, ни красногвардейское прошлое не спасли мастера: в 1937 году Иван Яковлевич и его старший сын Василий были репрессированы (впоследствии оправданы — посмертно). А пострадали за песни да за частушки, которые 80-летний семёновский мастер под аккомпанемент «фирменной» гармошки сына распевал в поезде, возвращаясь из гостевания на Бору. Дети всех четырёх братьев тоже были настоящими мастерами. Но самым талантливым из последних мастеров-потехинцев был Апполинарий Фёдорович Дворянинов, ладивший не более двух гармоний в год. С его уходом (1997) славная династия изготовления гармошек прервалась.

 

Коллекцию гармоней разных эпох можно увидеть в рамках постоянной выставки музея народного быта «Дом Семёна ложкаря». Справки по телефону: 8 (83162) 5-61-41. 

Экспонат октября: Панно фестивальное «Золотая летопись веков»

Совсем недавно экспозиции музейно-туристического центра «Золотая Хохлома» пополнились еще одним уникальным изделием мастеров предприятия ЗАО «Хохломская роспись» - панно «Золотая летопись веков». Доброй традицией стало в Семенове не только ежегодно проводить яркий фестиваль народных промыслов, но и удивлять горожан и гостей праздника неповторимым символом. И 2016 год не стал исключением.
Новый символ всегда держится в секрете, и только перед самым фестивалем раскрывается тайна. А секретом и историей создания «Золотой летописи веков» делится с нами главный художник ЗАО «Хохломская роспись» - Елена Юрьевна Галкина. 

Панно фестивальное «Золотая летопись веков»

Панно фестивальное изготовлено вручную путем долбления и склейки сегментов из древесных материалов. Габаритные размеры панно 2650*2250*35 мм. Панно состоит из нескольких элементов: рама шириной не более 150 мм, выполненная из лиственных пиломатериалов; филенка толщиной не менее 16 мм, выполненная из плитных материалов; накладные, резные, объемные фигуры, выполненные из лиственных пиломатериалов.  Все соединения элементов произведены на шипы с клеем, при необходимости дополнены шурупами.  На лицевой поверхности панно расположены несъемные, объемные декоративные элементы, отображающие зарождение и развитие промысла «Семеновской золотой хохломы». Центральной фигурой стала «Жар-птица», объединяющая историю от  скитов раскольников, художественной школы обработки древесины Матвеева Г.П., артели «Хохломской художник» до современного предприятия ЗАО «Хохломская роспись». По периметру рамы предусмотрены накладные резные объемные элементы, повторяющие травный рисунок в стиле «хохломской» росписи, применена древесина лиственных пород. На лицевых поверхностях панно вручную нанесен орнамент в стиле «хохлома». Рисунок выполнен видом росписи «кудрина», на золотой подложке, с фоном преимущественно черного цвета,  с добавлением растительных орнаментов, разживок красного, серебрянного и желтого цвета.

 

Подставка под панно фестивальное

Габаритные размеры подставки под панно фестивальное 1800*2900*2250 мм, подставка изготовлена из металлического профильного уголка сечением полки не менее 35 мм. Все соединения неразъемные, сварные. Крепление панно на подставку производиться при помощи винтов М10, через лицевую поверхность. 

Время и место изготовления

Изделие было изготовлено с марта по июнь месяц 2016 года на предприятии ЗАО «Хохломская роспись» и стало символом XIII Международного Фестиваля народных художественных промыслов «Золотая Хохлома» приуроченного к 100-летию основания промысла в г. Семенов.

 

 

 

В оформлении изделия присутствует оригинальность и разнообразие хохломской росписи, присущие  Семеновской земле. Орнамент – декоративно богатый и изысканный, строгий и роскошный одновременно, требующий большой фантазиии мастерства. Ведущая линия орнамента плавно огибает поверхность и диктует расположение и композицию цветов и накладных элементов. Панно украшают диковинные цветы - крупные, выразительные, не похожие один на другой. При изготовлении панно использовались современные технологии. Вначале была разработана модель, предусматривающая накладные элементы, и под них была написана специальная программа, затем каждый элемент был изготовлен на станке с числовым программным управлением. Эту работу выполнял инженер-технолог Устюжанинов М.В.. Над авторской росписью работали Заслуженные мастера РФ, члены союза художников России, художники творческой лаборатории предприятия ЗАО «Хохломская роспись»: Швецова В.К., Лопаткина А.Д., Фролова И.А., Нечаева Р.Н., Иванова М.Л., Грибова Л.Н., Напылова Н.Н., Шипулина В.В., Масленникова Т.Г., Ушакова Н.В.


Увидеть этот и другие символы Международного фестиваля народных художественных промыслов «Золотая хохлома» можно в музейно-туристическом центре «Золотая Хохлома» по адресу: Нижегородская область, г, Семенов, ул. Чкалова, д.18В.

Справки по телефону: 8 (83162) 5-61-41 

Связаться с нами:

   Музей народного быта

 +7 (83162) 5-65-97

+7 (83162) 5-68-03

Электронная почта: semenmuseum@mail.ru

Наш адрес: г. Семенов ул.Чкалова,  д. 18 (на территории ЗАО "Хохломская Роспись")

 

Расположение

map mtc

Publish modules to the "offcanvas" position.