Музей города Семенов. Официальный сайт

Экспонат апреля - Пуговицы

Среди старинных предметов есть такие, которые до поры до времени кажутся неинтересными и незаметными, но проходит время, и они открывают свою тайну. 
Именно так и происходило с «обычными» старинными пуговицами – никто и не догадывался, что древние пуговицы могут быть столь разнообразными, удивительными и как оказалось, совершенно неизученными предметами! Сейчас археологи находят пуговки, датированные XI-XIX вв. Пуговицы – гербовые, гирьки, плоские и другие. Разнообразен и материал для изготовления этого предмета, встречаются золотые, серебряные, медные и бисерные образцы. 
Действительно, в имперской России существовала особая культура производства пуговиц, и каждому роду войск соответствовал свой особый вид пуговицы, при котором на пуговицу наносилось свое особое изображение. Тут вам и «орел на пушках» и «орел на якорях» и просто двуглавый орел… Петр 1 издал указ, согласно которому, на мундире солдат всегда имелся ряд пуговиц, препятствующих развитию вредной крестьянской привычки – вытирать нос рукавом. 
Существует несколько версий происхождения самого слово «пуговица», среди них наиболее достоверной нам кажется та, согласно которой слово «пуговица» произошло от слова «пугать». 
Действительно, первоначальное предназначение пуговицы могло сводиться к тому, что она должна была оберегать своего хозяина от проявлений злых сил. Именно поэтому на ее поверхность наносились и особые «солярные» знаки. Спустя тысячи лет пуговицы почти не изменились. 
Чаще всего в Семеновском уезде встречались старообрядческие пуговицы - гирьки, которые пришивались на моленные сарафаны. Пуговки гирьки (на ножке) изготавливались из самых разнообразных материалов, встречаются старинные крохотульки из бронзы, из оловянного сплава, серебра и золота. Особое место занимают эмальные и бисерные пуговки, которые изготавливали в старообрядцы самостоятельно. Каждая пуговка произведение искусства, глядя на пуговку, можно представить ее хозяйку, ее достаток, возраст, род занятий.

Полюбоваться причудливыми формами, оригинальностью и уникальностью наших маленьких помощников  - пуговок можно в Музее народных ремесел,

по адресу: ул.Гагарина, д.68

 

 

 

 

Экспонат марта - Набор "Весна"

Хохломская роспись появилась в Нижегородской области в XVII столетии.

За это время сформировались определенные принципы и достаточно строгие правила. В соответствии с ними работают, создают свои неповторимые творения художники –поколение за поколением. Правила нарушать нельзя, иначе искусство потеряет самое главное – самобытность, особый характер, отличающий Хохлому от любого другого вида росписи.

Но однажды художникам пришлось отступить от правил и создать нечто совершенно новое. Узор получил нежное название «Весна». История создания нового для традиционной Хохломской росписи орнамента связана с именем с легендарной русской певицы, исполнительницы народных песен – Людмилы Георгиевны Зыкиной. Певица попросила мастеров Семеновской фабрики разработать особый орнамент, который бы «согревал душу и пел». Мастера постарались на славу, разработали несколько принципиально новых орнаментов, среди которых в частности, был орнамент с ландышами. Эскиз с нежными весенними цветами - ярким Хохломским узором - больше всех остальных понравился Людмиле Георгиевне – он и стал новым Хохломским орнаментом.

Но вот проблема, цветок ландыша не смотрелся в традиционной для Хохломы цветовой гамме. Пробовали разный фон, то золото, то красный, ну не чёрным же ландыш делать! 

И вот, одной из художниц, что называется — «пришло». Она решила попробовать на зелёном фоне золотые с белым цветы. Все поразились — это то, что надо!

Не сразу художественный совет согласился дать «добро» такому откровенному отступлению от правил. Но бесспорная красота и гармония нового рисунка, в конце концов «взяли верх».

Так родилась новая – зеленая Хохлома. Первая работа мастеров с «зеленой» Хохломской росписью хранится в экспозиции «Царская комната» Музейно – туристического центра «Золотая Хохлома».

Новый Хохломской узор сразу же вошел в список основных хохломских орнаментов.

«Зеленый ландыш» активно используется мастерами в декоре изделий, будь то Хохломская посуда, ложки или интерьерные украшения.

Экспонат февраля - Мутовка

Музей народного быта "Дом Семена ложкаря" представляет  экспонат месяца -  Мутовка.

Мутовка -  это старинный, деревянный предмет для взбивания чего  - то жидкого. Можно сказать, что мутовка - это предок нашего миксера или блендера. Большую мутовку использовали для взбивания теста хлебного, поменьше для теста белого крутого, еще меньше для взбивания жидкого теста, блинов, киселей, а самую маленькую для взбивания яичных желтков. И это еще не все, отдельные мутовки были для взбивания масла, для перемешивания белья в кипящих чугунах, для замешивания глины, для разбивания отрубей которые варили для скота. Изготавливали ее из тонкого ствола сосны или ели, главное, чтобы ствол имел мутовчатое расположение веток. Ветки при изготовлении мутовки обрезают так, чтобы на стволе остались сучки длиной 3—5 см. Готовую мутовку сушат и пропитывают растительным маслом. Ствол служит рукояткой, а сучки – рабочей частью. Рукоять зажимали между ладоней и вращали, как бы перетирали ее. Так же существуют загадки про мутовку «Идет коза, бьет рогам по всем углам» так образно говорили о мутовке наши предки.
 
 

Экспонат января - Фортепиано

В Историко - художественном музее в интерьере купеческого быта представлено уникальное изделие - старинное фортепьяно 1897 года выпуска с надписью на пюпитре 

«H. Engelhardt.Leipzig».

Инструмент выполнен из натурального дерева, с резными ножками и клавишами из слоновой кости.  Музей приобрел  его в 2013 году у Северовой Тамары Сергеевны, жительницы деревни Содомово городского округа Семеновский. По воспоминаниям женщины оно было привезено в наш город в начале ХХ века и стояло в доме состоятельных людей. Музыкальный инструмент переходил по наследству из поколения в поколение. Тамара Сергеевна приобрела его  в 1980  годах для своей дочери Татьяны, со слов которой таких фортепиано существовало  всего два.

Фортепиано – это удивительный музыкальный инструмент. Его прямыми предшественниками считаются клавесины и клавикорды. Изобрел фортепиано итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори. Инструмент был назван - пианофорте – а впоследствии закрепилось название фортепиано. В последующие годы улучшение конструкции фортепиано было связано с эволюцией клавишного механизма, введением чугунной рамы, педалей, увеличением диапазона, изменением расположения струн.

С 1760 –х гг. фортепиано широко распространяется во всех европейских странах, в том числе в России. Благодаря стараниям ведущих европейских мастеров в ХIХ веке фортепиано было значительно усовершенствованно, и стало доступным для широкой публики. Оно прочно вошло в повседневную жизнь среднего класса. Одновременно стало играть ведущую роль во многих областях музыкального искусства, и стала неотъемлемой частью повседневной жизни. Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов и занять центральное место в концертных залах Европы.

 

В историко-художественном музее Вы можете увидеть этот чудесный музыкальный инструмент.

Адрес: ул.Ванеева, д.5

Экспонат ноября - Лазиво

Совсем недавно в музей народного быта «Дом Семена ложкаря» был передан в дар

экспонат 19 века. 

В экспозиции «Двор» он представлен, как приспособление (плеть с седелкой), применяемое в бортничестве.

В старину это самодельное изделие называли плеть или лазиво.

Необходимая несложная техника могла быть без труда подготовлена самим крестьянином из подручного материала. Сведений же о пчелах у него было достаточно, чтобы понять и усвоить приемы работы бортника.

Бортник имел право нарезать себе лыка и свить из него л?зиво или л?зиво,  так называли плетеницу, бортницкую плеть — верёвку, с помощью которой залезали на высокие деревья для добычи мёда из бортей. Концы лазива попеременно захлёстывались вокруг ствола, образуя петли-стремена, с помощью которых бортник поднимался по стволу дерева.

В словаре  В.И. Даля дано следующее описание и способ применения:

 « плеть, лезиво, лазево, стремянки у бортников: снаряд для лазанья по бортям: плетеная (плоская и мягкая), с одного конца и витая (круглая) с другого, веревка в 16 саженей; плетежок идет в два хвоста и привязан к седелке, креслам или креслу; в развилье плети ввязан деревянный крюк; другая, простая веревка в 1.5 сажени, лежея?, сложена вдвое и сплетена перемьяками, образуя ряд глухих очков, петел, а в концы ее ввязана дужка или собачка, с желобком по хребту для веревки. Бортник опоясывает и себя и дерево плетью, делая из нее же стремянки для ступни, подымая ее особым приемом по голомени, и лезет как по стремянкам; затем опоясывает лежни над бортью, задевает крюк за собачку и сидит спокойно на кресле; кончив дело, он снимает крюк, спускается тем же способом, раздергивает с земли за бечевку лежею, и она падает. Лазят и проще: опоясывая себя и голомя, в два обмота, подымаясь на подвязных  ступнях  на железных когтях».

Бортничество — промысел по сбору меда из бортей, служивших жильем для роев диких пчел. Борть — дерево с естественным или искусственно подготовленным дуплом для пчелиного роя. В излюбленных пчелами лесах осваивались бортные деревья, подготовлялись новые борти; так возникали бортные ухожаи, дававшие их владельцам мед и воск. Мед был ценнейшим продуктом питания, как в натуральном виде, так и в несколько обработанном или переработанном в напиток виде. Мед и воск занимали важное место, как товар во внешней и внутренней торговле.

Бортные угодья, "ухожаи" встречались, прежде всего, в местах богатых лесами: Поволжье, Рязанской, Вятской и Пермской землях. Наметившаяся еще в XVI в. тенденция к снижению занятия населения бортничеством в центральных и западных областях России (Московский край, Замосковье, Новгородская земля), получает дальнейшее развитие в XVII в. В этот период главные районы бортничества окончательно перемещаются на восток (Поволжье, Закамье). Особенно широкое развитие получает бортничество в Нижегородском крае. Места эти были издавна богаты медом: "... в Нижегородской области, особенно у мордвы в лесах, мед обильно сочится из утроб сосен, - писал Я. Рейтенфельс, - а медведи, привлекаемые сладостью, лезут для добычи вкусной еды на дерево, невзирая на укусы пчел и страх перед человеком" 

 Бортники, русские и мордовские крестьяне, бравшие бортные ухожаи в оброчное держание, обязаны были к Семенову дню (1 сентября) платить "медвяный" оброк, размеры которого колебались от нескольких алтын до трех рублей, и, кроме того, должны были "пчел разводить вновь и заботиться о новоделье, на перевод не пустошить пчел, в чужие бортные участки не ходить, лесу строевого не ронять, сторонних людей в лес не пускать". Основная масса бортных ухожаев была захвачена крупными землевладельцами всех категорий. Особенно много бортных лесов в Нижегородском и Арзамасском уездах, принадлежавших ранее мордве, было захвачено боярином Б. И. Морозовым. Бортничество приносило немалый доход хозяйству Б. И. Морозова . По данным описных книг 1667 г., в пяти уездах (Нижегородском, Арзамасском, Темниковском, Курмышском и Алаторском) вдове Б. И. Морозова принадлежало 66 бортных ухожаев. Размеры бортных участков были значительными. Так, в Нижегородском уезде к селу Новое Покровское было приписано 3 бортных ухожая: "... до речки до Умайки  Елизаровской ухожей, вдоль 7 верст, а поперег до реки Ватмы 10 верст; да... Пичаровский ухожей по Крутов враг, поперег 3 версты, а вдоль 10 верст; Вадовирской ухожей, вдоль 15 верст, поперег с головы 10 верст, а на другом конце 4 версты... ". У соседней деревни Стрелки было два бортных угодья, каждый размером 30 на 10 верст. С названных 5 участков крепостные крестьяне, русские и мордва, должны были платить в боярскую казну "медвяный" оброк - 21 пуд и 2 гривенки в год. Годовой оброк бортников всего Нижегородского уезда составлял 45 пудов 22 гривенки. 

Но были бортные леса, остававшиеся и во владении крестьян, в пользовании окрестного земледельческого населения. В отношении территории Северо-Восточной Руси об этом рассказывают случайно уцелевшие судные дела крестьян с монастырями, с митрополитом о праве владения такими бортными лесами. Из них мы узнаем о том, что в прошлом, когда бортные леса не были еще закреплены за определенными феодалами, сельские волостные люди свободно пользовались ими; для закрепления за собой борти — дерева, растущего в бортном лесу, — было достаточно факта пользования бортью, т. е. установления своего «знамени» на борти. Несколько таких дел дошло по Нижегородскому уезду (тяжбы с монастырями волостных крестьян, земледельцев мордвы и бортников).  Совершенная случайность, что такие документы сохранились только по небольшому числу уездов. Но и их достаточно, чтобы знать, что рядом с бортными промыслами землевладельцев бортничеством занимались и крестьяне. Оно велось в каждом отдельном случае в малом масштабе, но являлось хорошим подсобным занятием для земледельца-крестьянина.

 

 

Экспонат декабря - Пороховница

      В экспозиции историко-художественного  музея

«История и быт Семеновского уезда в дореволюционный период»

представлены два уникальных экспоната XIX в. – пороховницы.

Пороховни?ца — это  ёмкость различной формы для хранения и переноски небольшого количества пороха. Их часто украшали инкрустацией, резьбой и чеканкой.

 

      Первые образцы огнестрельного оружия использовали дымный порох и были дульнозарядные. Стрелок должен был носить с собой запас пороха, пуль и приспособления для заряжания. Порох обычно хранили в специальных пороховницах и натрусках.    Натруски имели форму рожка, более редкой была круглая форма. Делались из рога, кости, дерева, в более редких случаях  из серебра. Среди грубого охотничьего снаряжения пороховницы обычно отличались тщательностью и изяществом отделки, так как дорогой порох требовал бережного хранения. Они изготовлялись в городах специалистами и продавались на местных рынках. 

Чаще всего пороховницы делали из дерева в виде круглых плоских сосудов с металлической оправой и ременными лямками для подвешивания через плечо или к поясу. 
      Сначала вытачивались две отдельные полусферические  половины, которые затем скреплялись в месте бокового соединения металлической (чаще медной) пластинкой. Для большей прочности центральные части деревянных стенок также закрывались пластинками, нередко крашенными чеканным узором. На окружности пороховницы делалось отверстие, куда вставлялось узкое металлическое горло, закрывавшееся  пробкой. Во многих пороховницах этого типа  пробки оформлялись в виде птички. С помощью особой пружинки пробка сама плотно захлопывалась. У боковых краев пороховницы имелись два ушка для укрепления в них кожаной лямки. Встречались самодельные, простые пороховницы сплетенные из лыка.

Существовали с конца XV  и до начала XX века.

Были необходимым атрибутом в снаряжении стрельцовмушкетёровказаков и охотников, использующих шомпольные ружья. С внедрением унитарных патронов в конце XIX века необходимость в пороховницах отпала.

 

Экспонат Октября. Символ XIV фестиваля глобус «Мир Золотой Хохломы»

 
 
Уникальный глобус шириной 1,5 метра и высотой 2 метра с хохломской росписью стал символом международного фестиваля народных художественных промыслов «Золотая Хохлома» 2017.
Символ фестиваля 2017 года изготовлен в виде глобуса вручную, путем долбления и склейки сегментов из древесных материалов. Габаритные размеры не менее 2 метров по высоте и 1,3 метра по ширине и 1,5 метра по глубине. Несущие элементы глобуса - основание и радиусная струбцина, выполнены из древесных материалов с внутренним каркасом из стали. Внутренний каркас выполнен сварным, конструкция выполнена из профильной стальной трубы. Сфера глобуса выполнена полой, из стеклопластика с применением выравнивающих финишных шпатлевок. На плоскости сферы, струбцине и основании выполнена роспись в стиле «хохлома». На поверхности сферы, обозначенные континенты моря и океаны должны быть стилистически олицетворять разные стили «хохломской» росписи. На всей поверхности выставочного объекта «глобус» нанесено защитно-декоративное лакокрасочное покрытие. Центральной фигурой на всех материках становится «Жар-птица», объединяющая историю участия мастеров в различных Международных выставках. По периметру основания расписаны элементы повторяющие травный рисунок в стиле «хохломской» росписи, применена древесина лиственных пород. На лицевых поверхностях символа фестиваля вручную нанесен орнамент в стиле «хохлома». Рисунок выполнить видом росписи «кудрина», на золотой подложке, с фоном преимущественно черного цвета, с добавлением растительных орнаментов, разживок красного, серебрянного и желтого цвета.
 
Время и место изготовления:
 
Изделие изготовлено в течении 2 месяцев 2017 года на ЗАО «Хохломская роспись» и стало символом XIV Международного Фестиваля народных художественных промыслов «Золотая Хохлома» .
 
В оформлении изделия присутствует оригинальность и разнообразие хохломской росписи присущих Семеновской земле. Орнамент – самый декоративно богатый и изысканный, строгий и роскошный одновременно, требующий огромной фантазии. Ведущая линия орнамента плавно огибает поверхность и диктует расположение и композицию цветов и элементов. Диковинные цветы крупные, выразительные, один не похож на другой. При изготовлении глобус использовались современные технологии. Вначале была разработана модель, затем она изготавливалась на станке с числовым программным управлением. Эту работу выполнял инженер-технолог Устюжанинов М.В.. Над авторской росписью работали Заслуженные мастера РФ, члены союза художников России, художники творческой лаборатории предприятия ЗАО «Хохломская роспись»: Швецова В.К., Баранова Т.В, Лопаткина А.Д., Фролова И.А., Нечаева Р.Н., Иванова М.Л., Напылова Н.Н., Шипулина В.В., Масленникова Т.Г., Ушакова Н.В., Семерикова С.Ю., Меньшова С.Н.
 

Увидеть этот и другие символы Международного фестиваля народных художественных промыслов «Золотая хохлома» можно в Музейно-туристическом центре «Золотая Хохлома» по адресу: Нижегородская область, г, Семенов, ул. Чкалова, д.18В.

Справки по телефону: 8 (83162) 5-61-41 


Поделиться:      

Счетчики

Яндекс.Метрика

Связаться с нами:

   Музей народного быта

 +7 (83162) 5-65-97

+7 (83162) 5-68-03

Электронная почта: semenmuseum@mail.ru

Наш адрес: г. Семенов ул.Чкалова,  д. 18 (на территории ЗАО "Хохломская Роспись")

 

Расположение

map mtc