Музей города Семенов. Официальный сайт

 

 

Экспонат июня - ступа

Ступы были в каждом сельском доме, выдалбливались они из крепкого дерева: дуба, березы иногда осины, в основном это нижняя часть ствола без сучков, высота достигала 80см, глубина — 50см, диаметр — 40см. Устойчивость ей придавала расширенная и утолщенная платформа. Ступа имела две ручки, выдолбленные из того же ствола дерева, которые служили для перестановки ступы с места на место. Если ручки отсутствовали, то обычно делали удобный перехват посредине тулова. Обязательное условие - ступа должна быть изначально из цельного куска дерева, а не из частей, склеить, скрепить хотя бы из двух деталей ее было нельзя: нагрузка велика, могли образоваться щели.

У каждой хозяйки в доме, было несколько ступ с пестами, и каждая из них использовалась по-своему, хотя все они предназначались для толчения: волокон, холста (ступа высотой до 80см.), зерна (от 60 – до 70 см.) картофеля (высотой 70 см.),соли (высотой 25 см.), конопляного и льняного семени (высотой 37 см.), и для растирания табака (единственная мужская ступа) ведь раньше зёрна не мололись, а толклись.

Щи да каша пища наша, так говорили. Так вот прежде чем сварить ту самую кашу, при обработке зерна сто потов сойдет. В ступе зерно отшелушивали и когда 92% зерна без шелухи, на улице стелили полотно и по ветру веяли зерно от лузги. Ступы после работы переворачивали вверх дном и с пестом ставили в угол, по поверьям считали что ступу с пестом в ней оставлять нельзя, ночью нечистая толочь в ней будет болезнь, а потом по народу развеет Так же ступа считалась не только домашней утварью, но и в целительстве она помогала, в ней толкли болезнь как у взрослых, так и у детей.

Ступа и пест олицетворяли мужское и женское начало, именно поэтому широко использовали их в свадебной обрядности. Сваха, прежде чем войти в избу к девушке, трижды крутила вокруг себя в сенях ее ступу, чтобы сватовство было удачным, приговаривая при этом:: «Как не упрямится ступа, так бы не упрямилась девица!» После отправления свахи из дома жениха его родные катили за ней ступу, выражая этим надежду, что сваха «утолчет и уладит» все проблемы в невестином семействе. Чтоб молодая поровну нарожала мальчиков и девочек, войдя к мужу в избу, должна была посидеть на ступе и песте. Откуда берутся дети говорили так:

С неба упал, Да в ступу попал, Из ступы вылез, И вот какой вырос.

В мифологии и русских народных сказках «Баба Яга летает на ступе, пестом подгоняет, а метлой дорогу разметает. Само слово «СТУПА» произошло от старого русского слова ступать — переставлять ногу с места на место. «ПЕСТ» называли по - разному: курант, пехталь, пехтило, боёк, кий, киёк, толкач. Изготавливали его из дерева, камня или металла. От слова «пест» произошёл термин пестик, которым сейчас обозначают часть цветка. Пестиками также раньше называли стержни, пальцы, снаряды в виде пестов, которые растирали, продавливали или пробивали что-либо. Многим известно слово пестовать в старину служило для обозначения педагогической, образовательно-воспитательной работы.

Ступу с пестом можно увидеть в музее народного быта "Дом Семена ложкаря", по адресу: ул.Чкалова, д18/1 (территория фабрики "Хохломская роспись") 

 

Экспонат мая - коньки

Первые приспособления для передвижения по льду, о которых мы знаем по археологическим раскопкам и из литературы, были сделаны из костей животных. Коньки - одно из древнейших изобретений человечества. Вырезанные из дерева либо выточенные из костей животных и прикрепленные к ботинку, коньки позволяли быстро передвигаться по земле, покрытой льдами. В Сибири катались на моржовых клыках, в Китае - на стволах бамбука. А найденные археологами в Казахстане у Борового озера коньки были сделаны из голенной кости лошади.

Шло время, менялись форма коньков, способ крепления, материал, из которого их делали. В XVII—XVIII веках коньки изготавливали из дерева, а снизу и спереди обивали железом.

А почему, собственно говоря, «коньки»? Откуда такое название? «Коньки» — слово чисто русское. Оно образовалось от слова «конь» — переднюю часть коньков часто украшали головой коня. Вот и получилось название предмета по его украшению — несущие нас вперед маленькие кони.

В наши дни коньки наглухо прикрепляют к обуви. Фигурные — с помощью винтов, а хоккейные и беговые — с помощью заклепок.

Разновидностей коньков достаточно много. Для тех, кто только приобщается к этому виду спорта, подойдут «снегурочки» — они устойчивы. Если же вы любите скорость, нужны коньки легкие, с длинным тонким лезвием — беговые. Хоккеисты пользуются двумя типами коньков: для русского хоккея и хоккея с шайбой. У первых лезвия немного короче, чем у беговых, а у вторых — слегка изогнуты. Это не случайно: во время напряженной, скоростной игры на этих коньках легче маневрировать на льду. Особые коньки у фигуристов — спереди зубчики, а лезвие заточено желобком.

На одно из самых древнейших изобретений человечества  - коньки, можно посмотреть, посетив экспозицию историко-художественного музея.

По адресу: ул.Ванеева, д.5

     

     

    

 

 

 

Экспонат апреля - Пуговицы

Среди старинных предметов есть такие, которые до поры до времени кажутся неинтересными и незаметными, но проходит время, и они открывают свою тайну. 
Именно так и происходило с «обычными» старинными пуговицами – никто и не догадывался, что древние пуговицы могут быть столь разнообразными, удивительными и как оказалось, совершенно неизученными предметами! Сейчас археологи находят пуговки, датированные XI-XIX вв. Пуговицы – гербовые, гирьки, плоские и другие. Разнообразен и материал для изготовления этого предмета, встречаются золотые, серебряные, медные и бисерные образцы. 
Действительно, в имперской России существовала особая культура производства пуговиц, и каждому роду войск соответствовал свой особый вид пуговицы, при котором на пуговицу наносилось свое особое изображение. Тут вам и «орел на пушках» и «орел на якорях» и просто двуглавый орел… Петр 1 издал указ, согласно которому, на мундире солдат всегда имелся ряд пуговиц, препятствующих развитию вредной крестьянской привычки – вытирать нос рукавом. 
Существует несколько версий происхождения самого слово «пуговица», среди них наиболее достоверной нам кажется та, согласно которой слово «пуговица» произошло от слова «пугать». 
Действительно, первоначальное предназначение пуговицы могло сводиться к тому, что она должна была оберегать своего хозяина от проявлений злых сил. Именно поэтому на ее поверхность наносились и особые «солярные» знаки. Спустя тысячи лет пуговицы почти не изменились. 
Чаще всего в Семеновском уезде встречались старообрядческие пуговицы - гирьки, которые пришивались на моленные сарафаны. Пуговки гирьки (на ножке) изготавливались из самых разнообразных материалов, встречаются старинные крохотульки из бронзы, из оловянного сплава, серебра и золота. Особое место занимают эмальные и бисерные пуговки, которые изготавливали в старообрядцы самостоятельно. Каждая пуговка произведение искусства, глядя на пуговку, можно представить ее хозяйку, ее достаток, возраст, род занятий.

Полюбоваться причудливыми формами, оригинальностью и уникальностью наших маленьких помощников  - пуговок можно в Музее народных ремесел,

по адресу: ул.Гагарина, д.68

 

 

 

 

Экспонат марта - Набор "Весна"

Хохломская роспись появилась в Нижегородской области в XVII столетии.

За это время сформировались определенные принципы и достаточно строгие правила. В соответствии с ними работают, создают свои неповторимые творения художники –поколение за поколением. Правила нарушать нельзя, иначе искусство потеряет самое главное – самобытность, особый характер, отличающий Хохлому от любого другого вида росписи.

Но однажды художникам пришлось отступить от правил и создать нечто совершенно новое. Узор получил нежное название «Весна». История создания нового для традиционной Хохломской росписи орнамента связана с именем с легендарной русской певицы, исполнительницы народных песен – Людмилы Георгиевны Зыкиной. Певица попросила мастеров Семеновской фабрики разработать особый орнамент, который бы «согревал душу и пел». Мастера постарались на славу, разработали несколько принципиально новых орнаментов, среди которых в частности, был орнамент с ландышами. Эскиз с нежными весенними цветами - ярким Хохломским узором - больше всех остальных понравился Людмиле Георгиевне – он и стал новым Хохломским орнаментом.

Но вот проблема, цветок ландыша не смотрелся в традиционной для Хохломы цветовой гамме. Пробовали разный фон, то золото, то красный, ну не чёрным же ландыш делать! 

И вот, одной из художниц, что называется — «пришло». Она решила попробовать на зелёном фоне золотые с белым цветы. Все поразились — это то, что надо!

Не сразу художественный совет согласился дать «добро» такому откровенному отступлению от правил. Но бесспорная красота и гармония нового рисунка, в конце концов «взяли верх».

Так родилась новая – зеленая Хохлома. Первая работа мастеров с «зеленой» Хохломской росписью хранится в экспозиции «Царская комната» Музейно – туристического центра «Золотая Хохлома».

Новый Хохломской узор сразу же вошел в список основных хохломских орнаментов.

«Зеленый ландыш» активно используется мастерами в декоре изделий, будь то Хохломская посуда, ложки или интерьерные украшения.

Экспонат января - Фортепиано

В Историко - художественном музее в интерьере купеческого быта представлено уникальное изделие - старинное фортепьяно 1897 года выпуска с надписью на пюпитре 

«H. Engelhardt.Leipzig».

Инструмент выполнен из натурального дерева, с резными ножками и клавишами из слоновой кости.  Музей приобрел  его в 2013 году у Северовой Тамары Сергеевны, жительницы деревни Содомово городского округа Семеновский. По воспоминаниям женщины оно было привезено в наш город в начале ХХ века и стояло в доме состоятельных людей. Музыкальный инструмент переходил по наследству из поколения в поколение. Тамара Сергеевна приобрела его  в 1980  годах для своей дочери Татьяны, со слов которой таких фортепиано существовало  всего два.

Фортепиано – это удивительный музыкальный инструмент. Его прямыми предшественниками считаются клавесины и клавикорды. Изобрел фортепиано итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори. Инструмент был назван - пианофорте – а впоследствии закрепилось название фортепиано. В последующие годы улучшение конструкции фортепиано было связано с эволюцией клавишного механизма, введением чугунной рамы, педалей, увеличением диапазона, изменением расположения струн.

С 1760 –х гг. фортепиано широко распространяется во всех европейских странах, в том числе в России. Благодаря стараниям ведущих европейских мастеров в ХIХ веке фортепиано было значительно усовершенствованно, и стало доступным для широкой публики. Оно прочно вошло в повседневную жизнь среднего класса. Одновременно стало играть ведущую роль во многих областях музыкального искусства, и стала неотъемлемой частью повседневной жизни. Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов и занять центральное место в концертных залах Европы.

 

В историко-художественном музее Вы можете увидеть этот чудесный музыкальный инструмент.

Адрес: ул.Ванеева, д.5

Экспонат февраля - Мутовка

Музей народного быта "Дом Семена ложкаря" представляет  экспонат месяца -  Мутовка.

Мутовка -  это старинный, деревянный предмет для взбивания чего  - то жидкого. Можно сказать, что мутовка - это предок нашего миксера или блендера. Большую мутовку использовали для взбивания теста хлебного, поменьше для теста белого крутого, еще меньше для взбивания жидкого теста, блинов, киселей, а самую маленькую для взбивания яичных желтков. И это еще не все, отдельные мутовки были для взбивания масла, для перемешивания белья в кипящих чугунах, для замешивания глины, для разбивания отрубей которые варили для скота. Изготавливали ее из тонкого ствола сосны или ели, главное, чтобы ствол имел мутовчатое расположение веток. Ветки при изготовлении мутовки обрезают так, чтобы на стволе остались сучки длиной 3—5 см. Готовую мутовку сушат и пропитывают растительным маслом. Ствол служит рукояткой, а сучки – рабочей частью. Рукоять зажимали между ладоней и вращали, как бы перетирали ее. Так же существуют загадки про мутовку «Идет коза, бьет рогам по всем углам» так образно говорили о мутовке наши предки.
 
 

Экспонат декабря - Пороховница

      В экспозиции историко-художественного  музея

«История и быт Семеновского уезда в дореволюционный период»

представлены два уникальных экспоната XIX в. – пороховницы.

Пороховни?ца — это  ёмкость различной формы для хранения и переноски небольшого количества пороха. Их часто украшали инкрустацией, резьбой и чеканкой.

 

      Первые образцы огнестрельного оружия использовали дымный порох и были дульнозарядные. Стрелок должен был носить с собой запас пороха, пуль и приспособления для заряжания. Порох обычно хранили в специальных пороховницах и натрусках.    Натруски имели форму рожка, более редкой была круглая форма. Делались из рога, кости, дерева, в более редких случаях  из серебра. Среди грубого охотничьего снаряжения пороховницы обычно отличались тщательностью и изяществом отделки, так как дорогой порох требовал бережного хранения. Они изготовлялись в городах специалистами и продавались на местных рынках. 

Чаще всего пороховницы делали из дерева в виде круглых плоских сосудов с металлической оправой и ременными лямками для подвешивания через плечо или к поясу. 
      Сначала вытачивались две отдельные полусферические  половины, которые затем скреплялись в месте бокового соединения металлической (чаще медной) пластинкой. Для большей прочности центральные части деревянных стенок также закрывались пластинками, нередко крашенными чеканным узором. На окружности пороховницы делалось отверстие, куда вставлялось узкое металлическое горло, закрывавшееся  пробкой. Во многих пороховницах этого типа  пробки оформлялись в виде птички. С помощью особой пружинки пробка сама плотно захлопывалась. У боковых краев пороховницы имелись два ушка для укрепления в них кожаной лямки. Встречались самодельные, простые пороховницы сплетенные из лыка.

Существовали с конца XV  и до начала XX века.

Были необходимым атрибутом в снаряжении стрельцовмушкетёровказаков и охотников, использующих шомпольные ружья. С внедрением унитарных патронов в конце XIX века необходимость в пороховницах отпала.

 


Поделиться:      

Счетчики

Яндекс.Метрика

Связаться с нами:

   Музей народного быта

 +7 (83162) 5-65-97

+7 (83162) 5-68-03

Электронная почта: semenmuseum@mail.ru

Наш адрес: г. Семенов ул.Чкалова,  д. 18 (на территории ЗАО "Хохломская Роспись")

 

Расположение

map mtc