Музей города Семенов. Официальный сайт

Экспонат августа: рыбацкие снасти

На рубеже XIX-XX века ловля рыбы на Нижегородчине происходила довольно разнообразными способами и снастями, хотя уже тогда существовали определенные правила рыболовного промысла, нарушения которых строго наказывались. Орудия и способы лова рыбы в то время считались промысловыми и любительскими. Хорошо известно, что почвы в нашем крае не отличаются своей плодородностью, поэтому даже в самый добрый, урожайный, год крестьяне Нижегородской губернии были не в состоянии прокормить свою семью выращенным ими хлебом. Именно поэтому еще с эпохи Средневековья большинство жителей нашего края, помимо сельского хозяйства, овладевали и другими, дополнительными, промыслами. Важнейшим из способов добычи пищи по праву считался промысел рыболовный. В музее народного быта «Дом Семёна ложкаря» выставлены уникальные рыболовные ловушки прошлых веков.

Морда— рыболовная снасть-ловушка, имеющая вид двух вставленных один в другой конусов, сплетенных из прутьев. Известна с глубокой древности. Обычно имеет размеры: длина— до 1,5 метров, внутренняя корзина имеет 0,7 метра длины. Для плетения морд обычно используют прутья красной ивы, предварительно вымачивая их в горячей воде для придания гибкости.

Используется для ловли у самого берега. Перед тем как опускать её в воду, в основание внутреннего конуса втыкают еловые ветки. К основанию и верхней части морды крепят грузы (например, кирпичи), чтоб она не всплывала. Отверстие верхнего конуса затыкают сеном. Опускают в воду грузами вниз, основание направляя в ту сторону водоёма, откуда идёт рыба, предварительно привязав её верёвкой к чему либо (например, кусту или воткнутому в дно колу). Рыбу приманивают еловые ветки, прикреплённые к внутреннему конусу, через отверстие которого она заходит внутрь.

Мордами или как их еще называли «вандами», а так же «дурками», ловили практически на всей Средней Волге и Керженце. С весны и до самой осени рыбаки вылавливали стерлядку мордами. К ивовым прутьям морд прилеплялось большое количество разнообразных червячков и личинок двукрылых, которыми питается стерлядь. Попадалась в такую ловушку в то время обычно стерлядь, иногда судак, подуст, сомята. Говорят, что хороший улов у рыбаков-вандовщиков был тогда, когда в каждую ловушку набивались по 50-60 стерлядей. Но большую часть улова составляла мелкая стерлядь.

Вентерь(от литовского v?nteris—верша из ивовых прутьев), также: кубырь, куток, мерёжа, вятель, фитиль, крылена, жак— рыболовная снасть-ловушка. В нашем крае чаще встречается название «жак». Представляет собой цилиндрическую сетку, расправленную на деревянных или железных обручах. Первый, входной, обруч чаще всего имеет форму арки, на нижних концах которой закреплены небольшие груза, для более устойчивого положения. Задний конец её, кутец, через который вынимается рыба, завязывается и крепится к чему-либо, например, к кусту или, чаще всего, к специально воткнутому колу. В каждый обруч (или только в передний, в зависимости от размера) вставляется сетяной конус — усынок, задерживающий вошедшую рыбу. От входного обруча расходятся в стороны два направляющих крыла из сетки, которые крепятся к кольям, или используют два «конуса», соединённых между собой сеткой, которая крепится к верхнему и нижнему краю входных обручей (таким образом можно перегородить реку или старицу). Устанавливается в реках, озёрах, старица. Рыба, наткнувшись на крыло или сетку, направляется вдоль неё и попадает во входное отверстие.

Нижний Новгород и его окрестности издавна славились как один из крупнейших центров не только рыбного экспорта, но и рыболовного промысла. Деликатесных рыб - осетров и белуг - в волжских и окских водах в пределах нашего региона в старину было значительно меньше, чем в Северном Каспии, а вот стерляди и другой рыбы было более чем предостаточно. Известны, однако, факты и поимок крупных осетров и белуг. Так, в 1890 году в реке Ветлуга недалеко от ее впадения в Волгу марийцы плавными сетями выловили белугу весом 28 пудов.

Экспонат июля: ножницы-щипцы для снятия свечного нагара

Ножницы-щипцы – это инструмент с двумя кольцами, как у ножниц и с небольшой коробочкой. Были созданы для укорачивания фитилей свечей и масляных ламп. Первые ножницы для снятия нагара появились в эпоху Возрождения. Именно тогда во дворцах использовалось множество свечей, которые чадили, оплывали и фитиль становился слишком длинным. В целях экономии свечей и более эффективного освещения служитель с помощью ножниц укорачивал выгоревший фитиль. Такие ножницы были в ходу до изобретения самопоглощающего фитиля в 1820-х гг.

До начала XIX века свечи изготавливались из воска или животного жира, который образовывал на конце фитиля наплыв нагара. С изобретением парафина и стеарина необходимость в постоянном укорачивании фитиля отпала, однако полностью не исчезла. В XIX веке фитили делались из толстого хлопкового жгута, усиленного свинцовой нитью, который практически не сгорал. Когда воск оплывал и фитиль становился слишком длинным, пламя свечи поднималось на пожароопасную высоту.

Мода на щипцы в богатых домах появилась в ХVII в., однако большинство сохранившихся экземпляров относится к ХVIII - ХIХ вв., как и экземпляр нашего музея.

Традиционные европейские ножницы для снятия нагара имеют плоские и широкие клинки. Изначально клинки были прямыми, но с XVII века стали выпускаться ножницы с изогнутыми клинками, которые препятствовали падению отрезанного фитиля.

С середины XVI века на одно из лезвий стали наваривать квадратный ящичек для срезанных фитилей, а с XVII века свечные ножницы начали украшать разнообразным орнаментом и снабжать специальным металлическим подносом. Чаще всего свечные ножницы отливались из латуни, однако существуют экземпляры из стали, бронзы, цинка и серебра.

В XIX веке ножницы для снятия нагара прилагались также к масляным лампам, работавшим на растительном или животном жире.

Экспонат мая: Самопрялка

 Моя прялка не прядёт,
Колесо не вертится.
Что-то милый не идёт,
Видно, долго сердится.

Некогда без прялки невозможно было представить ни один дом, ни одну девочку, девушку и женщину. С давних пор на Руси девушки и женщины занимались прядильным ремеслом. Первым "механизмом" для скручивания из относительно коротких волокон льна, хлопка, шерсти, конопли и т.д. непрерывной длинной нити были ловкие руки, которыми мастерицы свивали в одну нить (сучили) пряди этих волокон. Дело пошло значительно быстрее, когда появилось веретено. Но только самопрялка, взявшая на себя функции и по скручиванию пряжи, и по ее наматыванию, значительно облегчало труд пряжи, ограничив ее работу равномерной подачей шерсти или других волокон в отверстие рогульки (рогала) самопрялки. Конечно, приводить в действие самопрялку, то есть вращать колесо, тоже должна была мастерица, но уже ногой.
Самопрялка - деревянная прялка с колесом - появилась в Индии. Постепенно из этой страны она разошлась по всему миру, существенно облегчая жизнь прях.

  

Конструкция ее несложна, но гениальна: цилиндр, в котором веретено установлено горизонтально, установлен на доске. Рукой вращается колесо, которое, благодаря ремню, крутит веретено. Левая рука пряхи подает волокна к острому концу веретена, тогда как правая вертит колесо. Едва нить "вырастает" до длины руки, она наматывается на веретено и процесс продолжается. Скорость прядения с появлением таких устройств значительно возросла. На Руси эти машины подразделялись на русские (с колесом, расположенным перпендикулярно полу) и чухонки, в которых колесо находилось под углом. Когда в XV веке прялку оснастили рогулькой, отпала необходимость делать перерывы для наматывания нити на веретено - это происходило само. Ножная в XIX веке значительно возросла потребность в пряже. В как можно большем количестве пряжи. По этой причине прялка деревянная с колесом, которое необходимо вращать одной рукой, перестала удовлетворять потребителя. К счастью, нашлись умельцы, которые смогли приладить к этой конструкции педаль, которая позволяла вращать колесо ногами. Обе руки могли заниматься пряжей, что сильно ускоряло работу. В остальном принцип работы оставался прежним: кудель все так же крепили верхней перекладине донца, веретено вращалось благодаря кручению колеса, готовая нить наматывалась на рогульку, прикрепленную к свободному концу веретена - это была последняя механическая прялка.
Самопрялка с ножным приводом — одна из самых древних механических помощников в домашнем труде. Проверенная не одним поколением рукодельниц, она сочетает в себе рациональность, простоту и удобство. На самопрялку можно посмотреть «вживую» в экспозиции «Светёлка» музея народного быта Дом Семёна ложкаря».

Экспонат апреля: бисерное шитье

УЗОРНОЕ МНОГОЦВЕТЬЕ

Бисер является прочным, долговечным, сохраняющим краски в течение веков материалом, а история бисера уходит корнями в далекое прошлое. Стеклянные бусины - непосредственные предшественники бисера, украшали еще одежду древнеегипетских фараонов. Позднее единственным центром производства бисера в Европе стала Венеция. Венецианское стекло, в том числе и бисер, приносили республике колоссальные доходы, а география торговли была чрезвычайно обширной: страны Восточной Африки, европейские государства, а затем и Америка. Производство бисера в Европе достигло расцвета во второй половине XVIII века, когда появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера и провело к появлению очень популярной его разновидности - стекляруса. Соперничество конкурировавших между собой за рынок сбыта мастеров способствовало появлению бисера, разнообразного по цвету, форме и размерам. Бисер в Россию массово начали завозить из Европы в конце XVII века. А к середине XVIII века рукодельницы стали использовать бисер в качестве украшения национальных костюмов наравне с жемчугом. Кроме того, бисер был широко распространен в церковном и светском шитье.
Фабрика стекольного производства в России была организована в 1754 году. Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества и не могла удовлетворить спрос мастериц. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции.

 

Бисерное рукоделие нашло широкое распространено в монастырях. Монахини и послушницы расшивали им всевозможные церковные атрибуты и делали изделия на продажу. Благодаря исключительной долговечности бисера, многие из изделий древних мастериц дошли до наших дней и как и прежде, поражают яркостью красок и изысканностью работы. В Семеновском историко-художественном музее хранится небольшая старинная коллекция изделий, украшенных бисером. Это - поднос для визиток, флакон для духов, футляр для часов, футляр для очков, шкатулка, яйцо декоративное, игольница, кошелек и др. предметы, украшенные цветным бисером с цветочным орнаментом. Эти изделия относятся к концу 19-го - началу 20-го вв., а вышиты они были монахинями Медведевского женского монастыря. Семеновского уезда Нижегородской губернии. Техника вышивки у рукодельниц была следующей: вышивали бисером по клеточкам, аналогичной вышивке крестом. Для этого выбирали мелкую канву (редкую ткань или шёлк), на которую нашивали бисеринки, подбирая их по цвету в соответствии с рисунком. Этот вид рукоделия требовал много внимания, времени и терпения. Основной проблемой во всех бисерных работах являлось нанизывание бисеринок на нитку (диаметр отверстия в старинном бисере не превышал 0.2-0.3 мм). Для работы с таким крошечным бисером выпускались особо тонкие иглы английских и немецких фирм. Бисер обладал исключительной долговечностью, а богатая палитра цветов не ограничивала творческие порывы мастериц. Бисером также вышивались картины, оклады икон, расшивались пояса, кошельки, кисеты, сумочки, ридикюли, шкатулки.

   

После Октябрьской революции бисерное искусство постигла участь многих других видов рукоделий: оно пришло в упадок. При этом многие секреты старых мастеров были утрачены. 

Экспонат февраля: Гармонь

Невозможно представить Россию без деревянных ложек, румяных матрёшек, золотой хохломы и голосистой гармони. История гармони насчитывает более 200 лет. Усилия многих поколений умельцев превратили этот музыкальный инструмент в технически крайне сложный механизм. В каждом городе и селе буквально до 90-х годов прошлого века все свадьбы, крестины и престольные праздники не обходились без душевной песни, задорной пляски или озорной частушки под гармонь. Каждого призывника по пути в военкомат, кроме родных, друзей и подруг, обязательно сопровождал удалой гармонист.
Гармони вязали (так среди мастреров называют процесс изготовления) в разных областях: Нижегородской, Вятской (ныне Кировской), Тульской, Саратовской, Орловской, Ярославской. Существуют инструменты фабричные и авторские. 

  

Семёновские гармони славятся на всю Россию-матушку и даже за её пределами. Это — заслуга местных кустарей-умельцев. Среди них - династия выдающихся гармонных мастеров братьев Потехиных, основателем которой является крестьянин из села Совинское Семёновского уезда – Павел Тюлюсов. В середине XIX века он наладил дома изготовление семиклапанных гармоник, научился лихо и весело на них играть, за что и получил прозвище «Потехин», в дальнейшем ставшее его фамилией и, можно сказать, фирменным знаком качества и звучности гармони. Сын его, Яков Павлович Потехин (1857-1937), и четыре его внука, Василий (1896-1937), Иван (1898-1957), Николай (1903-1942) и Борис (1908-1954), продолжили дело отца и деда, достигнув в ремесле такого искусства, что слава о потехинских гармошках по всей России пошла. Откуда только не поступали заказы в небольшую деревушку Совинское, какие только деньги не предлагали! Сто лет творили, разрабатывали, усовершенствовали гармонь несколько поколений Потехиных. Самым знаменитым мастером стал Иван Яковлевич. Ещё юнцом ему довелось повоевать на Первой мировой, потом — в Красной гвардии — и везде, само собой, с гармонью. Но ни слава, ни красногвардейское прошлое не спасли мастера: в 1937 году Иван Яковлевич и его старший сын Василий были репрессированы (впоследствии оправданы — посмертно). А пострадали за песни да за частушки, которые 80-летний семёновский мастер под аккомпанемент «фирменной» гармошки сына распевал в поезде, возвращаясь из гостевания на Бору. Дети всех четырёх братьев тоже были настоящими мастерами. Но самым талантливым из последних мастеров-потехинцев был Апполинарий Фёдорович Дворянинов, ладивший не более двух гармоний в год. С его уходом (1997) славная династия изготовления гармошек прервалась.

 

Коллекцию гармоней разных эпох можно увидеть в рамках постоянной выставки музея народного быта «Дом Семёна ложкаря». Справки по телефону: 8 (83162) 5-61-41. 

Экспонат марта: картины П.П. Кончаловского

В экспозициях музейно-туристического центра «Золотая Хохлома» хранится не только большая коллекция уникальных хохломских изделий XIX-XXI вв., но и несколько живописных полотен, отображающих жизнь и быт хохломских мастеров ушедших десятилетий.
Особенно большой интерес вызывают у туристов картины, написанные известным русским и советским художником Петром Петровичем Кончаловским. В свое время художник живо интересовался судьбой народных промыслов, в том числе и хохломой.

  

"Художницы за работой" (1935) и Портрет А.А. Ершова (1936)
(посмотреть изображения в полном размере можно в альбоме в нашей группе в VK)

Картины из собрания МБУК «Историко-художественный музей» датированы 1935 и 1936 годами. Обе они посвящены семеновским мастерам: это полотно “Художницы за работой” и портрет мастера-ковшечника Антипа Ермиловича Ершова.
Кончаловский неоднократно бывал на Нижегородской земле, а в 1938 году даже посетил село Хохлома, давшее название одному из самых ярких и знаменитых промыслов России – золотой хохломе.

Увидеть оригиналы картин можно ежедневно в музейно-туристическом центре "Золотая Хохлома" по адресу: ул. Чкалова, д.18В. Справки по телефону: 8 (83162) 5-61-41. 

Экспонат ноября: Ложки "писанки"

Есть в коллекции музея необычные ложки, именуемые «писанками» и созданные по образу и подобию пасхальных яиц «писанок», хотя рисунки совершенно в обоих случаях разные. Название «писанка» идет от слова «писать». Процесс нанесения на ложки рисунка в старину называли «кропление», отсюда ещё одно название  - «ложка с кроплением».
О том, как появились такие ложечки  и кто первый автор росписи, известно благодаря редактору санкт-петербургского журнала «Северная пчела» Павлу Степановичу Усову, который побывал в Семенове в середине 
XIX века. Именно он первый в своей статье и рассказал о семеновских «писанках». Но в начале истории -  предыстория. 
Мы сейчас не можем себе представить, что поначалу ложку продавали «бельем», то есть белую и не окрашенную, стоила она очень дешево, и чтобы получить прибыль, нужно было изготовить огромную партию, да еще и сбыт найти. С этого и начинается история «ложки с кроплением»…

 

«В  Хвостиковской слободе я посетил, между прочим, ложкаря Аггея Масленникова» -  пишет в своей статье Павел Усов. «Его жена, Екатерина, дочь писаря, лет двадцати пяти, первая начала самоучкой рисовать на ложках разные предметы. Скупщики стали платить дороже за подобные ложки, вследствие чего по примеру Екатерины Масленниковой женщины бросили рукодельные работы и стали заниматься разрисовкою ложек… При мне в пять минут Масленникова гусиным пером разрисовала чёрную и красною краской пять ложек. На одной явился монастырь, на другой – женщина на стуле с самоваром, на третьей -  дерево, под которым мужчина держит за волосы женщину и бьёт её палкою, на четверной – извозчик с лошадью и т.д. Я нарочно перечислил предметы, изображенные на ложках, чтобы показать находчивость фантазии Масленниковой… Подобная разрисовка ложек теперь распространилась между крестьянами в Хвостиковской слободе и в деревне Ларионове, на реке Санохте. Первая лежит от Семенова в двух верстах, а последняя в пяти».

 

А вот как о ложках «писанках» пиешт репортер «Исторического вестника» Анатолий Леман (он прибыл в Семенов через три десятка лет после Усова П.С. и разыскал в Хвостиковской слободе Масленниковых). Он увидел зажиточную семью, где отцу-старику помогали взрослые дети – дочь Маша и сын Никифор. "Марья … принесла баночку с суриком, с черной и зеленой краской. Она взяла несколько гусиных перьев и с необыкновенной скоростью начертала толстогрудую барыню с длинным подбородком и крошечной шляпкой на взбитых волосах. Ручка у барыни вышла крошечная, детская, вокруг барыни крапильщица набросала фантастические цветы в виде роз и листьев….. На это потребовалось так мало времени, я не верил моим глазам. Молча и быстро она взяла другую белую ложку и на ней, как автомат, нарисовала точь-в-точь такое же изображение. Было ясно, что этой барыней кропили тут ложки тысячами, оттого так и набили руку…..»
Вот так и появились удивительные и интересные ложки с краплением, которые благодаря своим незатейливым, но очень необычным сюжетам можно рассматривать часами.  Такие ложки вы можете увидеть в экспозиции отдела народного быта и промыслов «Дом Семёна ложкаря».
 


Поделиться:      

Счетчики

Яндекс.Метрика

Связаться с нами:

   Музей народного быта

 +7 (83162) 5-65-97

+7 (83162) 5-68-03

Электронная почта: semenmuseum@mail.ru

Наш адрес: г. Семенов ул.Чкалова,  д. 18 (на территории ЗАО "Хохломская Роспись")

 

Расположение

map mtc