кспонат мая: Пистолет-тромблон XVIII века

В 1980 году в «Историко-художественный» музей поступило много интересных и необычных экспонатов, переданных семеновскими краеведами. Среди них был и пистолет-тромблон XVIII века.
Тромблон - оружие исключительно военное, изначально предназначался для флота, а потом и для кавалерии. Такие пристолеты изготавливали в Англии, Франции, России, Германии, Италии, Нидерландах.

 

Главное преимущество этого оружия – быстрое перезаряжание. Именно для этого и служил раструб ствола. Благодаря этой детали тромблон можно было зарядить очень быстро и в буквальном смысле — чем попало. Пули, картечь, просто рублёный свинец — годилось абсолютно всё.
Поэтому на близком расстоянии удавалось вывести из строя сразу нескольких врагов. Вот как описывали тромблон в 1776 г. в одном из журналов того времени: "Это короткоствольное оружие большого калибра, с раструбом на конце ствола, способное быть заряженным сразу несколькими пистолетными пулями. Предназначено для обороны казарм, лестничных пролетов и дверей". Естественно, что оружие со столь привлекательными тактико-техническими характеристиками очень быстро попало в разряд "служебного". Именно тромблонами стали вооружать курьеров, почтальонов и охрану дилижансов. В дальнейшем он также часто становился оружием самозащиты путешественников и просто богатых людей.
Со временем тромблоны были вытеснены иным, более совершенным оружием.

Экспонат мая: Пасочница

Традиционно для приготовления пасхи использовалась специальная разборная деревянная форма пасочница. Сохранилась эта традиция приготовления пасхи и в наши дни. На дощечках деревянной пасочницы с внутренней стороны вырезаются буквы «ХВ» («Христос Воскресе!»), а также изображения креста, копья, трости, проросших зёрен, ростков и цветов — символов страдания и воскресения Иисуса Христа, иногда также голубя, символа Св. Духа. Древние мастера при изготовлении форм для пасхи украшали их стенки узорами, которые потом пропечатывались на стенках десерта. Такие пасочницы передавались по наследству и считались семейной ценностью.
Неизвестно, откуда пошло такое заблуждение, но почему-то наши соотечественники часто называют пасхами куличи и пасхальный хлеб. Видимо, путая с украинским названием кулича — пасхой! На самом же деле, пасха — это творожное блюдо с изюмом, сухофруктами и орехами, традиционно готовящееся на одноименный праздник.
Традиционная форма для пасхи — пирамида с усеченной вершиной, чему есть свое объяснение. Своей формой пасха символизирует Гроб Господень, в котором и произошло Воскрешение Иисуса Христа, величайшее чудо, поддерживающее среди христиан веру в Царствие Небесное. Именно этому чуду и посвящен праздник Пасхи. 

  

Пасочница из коллекции музея народного быта "Дом Семена Ложкаря"

 

Советы по приготовлению творожной пасхи

- Чтобы пасха легко вынималась из пасочницы с сохранением формы, пасочницу перед заполнением необходимо выстлать чуть влажной марлей;
- Сметану для пасхи лучше всего брать густую, жирную. Чтобы удалить из сметаны излишнюю влагу, сметану нужно поместить в холщевый мешок или завернуть в несколько слоев марли, аккуратно отжать, а затем на несколько часов поместить под пресс;
- Вместо того, чтобы протирать творог через сито, можно дважды пропустить его через мясорубку. Творог для приготовления пасхи можно сделать из топленого молока. Технология его приготовления такая же, как и для обычного творога, только молоко предварительно затапливают в духовке в течение нескольких часов (чем дольше топится молоко, тем интенсивнее становится его окраска). Пасха из такого творога имеет красивый розовый цвет и приятный тонкий привкус;
- Пасху следует не менее 12 часов держать в холоде под гнетом;
- Если в пасху кладут изюм, то его нужно хорошо промыть, перебрать, просушить на полотенце или салфетке;
- Цукаты апельсиновые для пасхи нужно мелко нарезать, цедру лимона натереть на терке, пряные добавки мелко смолоть в кофемолке и просеять через частое ситечко;
- Ядра миндаля легко очистятся, если залить их кипящей водой и оставить на 20-30 минут, тогда кожица легко снимается. Затем ядра подсушить и измельчить.

Экспонат марта: Лестовка

Лестовка – распространенный в Древней Руси и сохранившийся в обиходе старообрядцев тип четок. Разновидность вервицы. Представляет из себя плетеную кожаную (или, в позднее время, тряпичную или дерматиновую) ленту, сшитую в виде петли. Знаменует одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо. И замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для облегчения подсчета молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах.

 

Лестовка из коллекции историко-художественного музея г. Семенова

Устройство лестовки отвечает практическим потребностям богослужения (например, при 40 или 12-кратном произнесении молитв), но в то же время имеет символическое толкование. На ленте имеется 100 простых ступеней, называемых бобочками. Кроме того, имеются еще три ступени в начале, три в конце и три «великих» ступени в середине, которые купно означают девять чинов ангельских. Начало и конец лестовки отмечены промежутками без ступеней, символизирующим небо и землю. «Великими» ступенями лестовка разделена на четыре неравных участка: от «земли» до первой великой ступени – 12 ступеней, что означает 12 апостолов. С первой великой ступени по вторую включительно – 40 ступеней. Это означает 40–дневный пост Господа Исуса Христа. До третьей великой ступени – 33 ступени, означающие 33 года земной жизни Господа. После третьей великой ступени и до «неба» идут 17 простых ступеней, означающих 17 ветхозаветных пророчеств о Христе. В месте соединения концов ленты пришиваются четыре окантованных треугольных «лапостка» (лапоска, иногда – ладонки), которые часто украшают бисером и вышивкой. Они означают четырех евангелистов, а окантовка – евангельское учение. Под лапостками находятся передвижки – семь нанизанных на ленту прямоугольников, по числу семи таинств церковных. Эти передвижки означают и семь полных лестовок, которые каждый благочестивый христианин должен отмолиться в течение дня. Это практическое значение передвижек – отсчет количества отмоленных лестовок – в изделиях современной работы отсутствует. Так как передвижки сделаны лишь символически, а лапостки часто так плотно сшиты между собой, что до передвижек трудно добраться.
Кроме обычной 109-ступенчатой лестовки встречаются лестовки на 150 ступеней, т.н. «Богородичные лестовки». Они имеют позднее происхождение и сделаны по образу католического розария. В старообрядчестве имеют минимальное распространение.
Изготовление и художественное украшение лестовок было и остается одним из традиционных старообрядческих ремесел. Особенно славилась монастырская работа. 

Экспонат апреля: Горка

В образцах русской мебели всегда чувствуется большая самобытность, оригинальность трактовки формы и отделки изделия с выявлением своего национального характера. Мебель создавалась народными мастерами-умельцами, на протяжении веков выработавшими очень удобные формы и конструкции, передававшиеся из поколения в поколение и сохранившиеся в быту (особенно в крестьянской мебели) до XIX века. Одним из важных предметов мебели для хранения вещей являлся буфет-горка.

 

В русских деревнях встречались вытянутые по горизонтали низкие столовые буфеты, угловые буфеты, получившие в центральных районах название горок, буфеты-комоды, двойное назначение которых диктовалось в Центральной России небольшим размером жилых помещений. На Севере буфеты называли посудными шкафами. Но наиболее распространён был высокий двухъярусный буфет. В крестьянской среде этот предмет мебели получил большое распространение лишь в ХIХ-первой половине ХХ столетий. При типовом единстве буфеты отличались пропорциями, чередованием и соотношением глухих и остеклённых частей, наличием и размерами среднего и верхнего карнизов, декоративных элементов, плинта или опорных ножек, выдвижных ящиков, характером филёнок, рифления, покраской. Нижняя часть буфета обычно имела тяжёлый плинт, реже - ножки, две «слепые» дверцы с разнообразными филёнками. Над нижними створками мог располагаться выдвижной ящик - один или два, значительно реже - три. Затем следовал профильный средний карниз, над которым возвышался второй ярус, глухой или остеклённый. Если использовали полное или частичное остекление, то часто прибегали к переплёту. Простой переплёт зрительно разбивал стекло на прямоугольники, в то время как сложный, орнаментальный напоминал голландские окна или витраж. Иногда над нижней тумбой буфета помещали поднимающиеся цилиндрические крышки, напоминающие те, что делались для бюро. Этот образец можно рассматривать как буфет-бюро, который существовал в северных областях вплоть до 1950-х годов.
Фасад буфетов часто декорировали накладными резными элементами. Буфеты красили тёмными и яркими масляными красками, иногда обращались к светлым оттенкам. На Севере буфеты расписывали.
Одну из таких горок можно увидеть на данный момент в светелке музея народного быта «Дом Семёна ложкаря» (см. Фото). Сотрудники музея с удовольствием покажут экспонаты и расскажут об истории их возникновения, крестьянских традициях и предметах народного быта. 

Экспонат февраля: Ступа с пестом

Ступа – долбленая колода из ствола березы или осины.Пест – продолговатый или грибовидный инструмент для толчения, растирки или долбления чего-либо в ступе; изготавливался из цельного дерева.
Ступы могут иметь различную форму и размеры, от неглубокой миски до высоких, более метра в высоту, ступ для размалывания зернаВ основном, использовалась ступа с пестом для измельчения зерновых, а также размягчения стеблей льна или конопли в крестьянских хозяйствах.
В домашних условиях зерно перерабатывалось в крупу, то есть обдиралось. Брали неочищенное зерно ячменя или проса, гречихи. При толчении в ступе зерно освобождалось от внешней оболочки и частично размельчалось. Как уже говорилось, ступы были в каждом крестьянском доме, ими пользовались по мере надобности, заготовляя крупу на одну, две недели.
Существовали ступы и небольших размеров, обычно под ступками понимают небольшие сосуды высотой не более двадцати сантиметров.Металлические ступки представляли собой невысокий сосуд, круглый в поперечном сечении, плавно сужающийся к донцу. Деревянные ступки могли повторять форму металлических или представлять собой невысокие широкие чашки с ручкой. Пестики имели форму стержня с круглой рабочей частью. В русских деревнях в повседневном хозяйственном быту использовались в основном деревянные ступки. Металлические ступки были распространены в городах, а также в богатых семьях крестьян Русского Севера.

  

Слово «ступа» произошло от старого русского слова ступать — переставлять ногу с места на место.В старину ступами называли стенобитные орудия, а также тяжёлые колотушки и трамбовки для уплотнения земли. Иногда ступами называли вещи в виде столбиков, стаканов, стопок.
В народном сознании ступа и пест имели мифологическую окраску эротического характера. Ступа рассматривалась как воплощение женского лона, а пест — как воплощение мужского начала. В связи с такой символикой ступу с пестом широко использовали как атрибут свадебного ритуала. Так, в некоторых деревнях сваха, придя в дом к выбранной для парня девушке, пыталась обеспечить удачное сватовство, прокручивая вокруг себя ступу. В Южной России в день венчания женщины толкли пестом воду в ступе, чтобы обеспечить удачную первую брачную ночь молодоженами.Известен обряд, при котором сваха, прежде чем войти в избу к девушке, трижды крутила вокруг себя в сенях ее ступу, чтобы сватовство было удачным, приговаривая при этом: «Как не упрямится ступа, так бы не упрямилась девица!»
Ступу использовали также с магическими целями. Считалось, что в ступе можно истолочь болезнь, «перетолочь» больное животное на здоровое. Использование ступы для лечения связано с представлениями о том, что от болезни легче избавиться, расчленив ее на мелкие кусочки. В русском фольклоре этот предмет хозяйственной утвари выступает и как атрибут Бабы Яги. В северно-русской сказке человек валится на землю и превращается в камень от удара пестом Бабы Яги. В некоторых местах детей пугали Железной бабой, говоря им, что она хватает детей, которые «ходят одни по полям и огородам, бросает их в свою железную ступу, толчет и ест».Она «ездит в ступе, пестом погоняет, вперед метлой дорогу разметает».

Связаться с нами:

   Музей народного быта

 +7 (83162) 5-65-97

+7 (83162) 5-68-03

Электронная почта: semenmuseum@mail.ru

Наш адрес: г. Семенов ул.Чкалова,  д. 18 (на территории ЗАО "Хохломская Роспись")

 

Расположение

map mtc

Publish modules to the "offcanvas" position.