Музей города Семенов. Официальный сайт

Экспонат июля: Сарафан

 ...Сарафанчик развевается,
Сарафан с косой каёмочкой…

Косоклинный сарафан этнографы считают ранней формой русской одежды и относят его сложение ко времени образования Московской Руси. Впервые термин «сарафан» зафиксирован в Никоновской летописи (1376 г.) Название одежды «сарафан» содержит в себе корень «сар» – «царь». Это одежда кафтанного типа, длинная, величественная, часто из дорогих богатых тканей – «царская», которую носили князья и бояре.
Значительно позже, с 16 века, сарафаном стали называть женский вид одежды, похожий на платье трапециевидной формы без рукавов или с рукавами, а также расклешенную юбку или юбку-солнце на сборках с лямками.
В Нижегородской губернии трапециевидные сарафаны называли – косоклинки или китаешники, по названию рыхлой, крашенной синей ткани – китайки.
Крой мог быть разный, но чаще всего сарафан состоял из основы – хорошей, дорогой ткани и подклада, сшитого из более дешёвой ткани. Для получения А-образного силуэта портнихи добавляли к полотнам клинья и подклинья, делая низ более плотным и объемным. К материалу относились трепетно и осторожно, стараясь использовать каждый кусочек, поэтому, особенно в подкладке, мы часто видим разные фрагменты тканей.

  

  

В семеновском историко-художественном музее хранятся разные сарафаны, наиболее древние – «молельные» сделаны из домотканого полотна и сшиты на руках. Это была не повседневная, а обрядовая, сакральная одежда, которую берегли, передавая из поколения в поколение. Благодаря этому сохранились образцы традиционной женской одежды, изучив которую мы можем судить об особенностях кроя традиционного русского сарафана.
Передняя часть сарафана состоит из двух прямых полотен, переходящих в цельнокроеные бретели. Спинка – из одного полотнища, к которому присоединялись клинья; бретели также были цельнокроенные и стачивались с бретелями переда по плечевым швам.
«Точь» - это размер ширины ткацкого стана, именно она придавала крою особенность и позволяла мастерицам изготавливать шести и четырехметровые юбки. Сарафан создавался по определенной схеме, когда использовалась вся ширина точи (65-70 см), к которой пришивали клинья. Сарафаны могли быть очень широкими внизу и раскладываться в полный круг. Продольные клинья получали очень просто: одно прямоугольное полотно делили по диагонали и получали сразу два одинаковых клина.
Зимние сарафаны шили из шерстяного домотканого сукна, чаще синего или красного цвета. Для будничных летних сарафанов годился и неотбеленный холст.

  

Старообрядческий сарафан из экспозиции историко-художественного музея г. Семенова

 

Богатые сословия использовали привозные и фабричные ткани: парчу, шелк, бархат. Сарафаны часто отделывали золотной тесьмой, вышивкой, лоскутной отделкой, шнуром, кантом по низу, проймам и горловине.
Праздничный сарафан надевался редко, а потому хранился долго. Заложенный в складку он не мялся, берегся перевязанный в сундуках. Именно складки и украшали сарафан. Можно представить, как сильно расклешенный сзади и по бокам, заложенный сарафан "играл" при движении.
И спустя более века, сарафан может многое рассказать о своей хозяйке: ее достаток, социальный статус, замужем ли она была или нет, и даже возраст! Этнографы считают, что именно стройность и лаконизм русских сарафанных форм легли в дальнейшем в основу всей русской одежды. 

Экспонат июня: Домовая резьба

Уникальный код дерева.

Издавна семёновский край славился искусством резьбы по дереву. У нас и сегодня почти каждое окно частного дома одето в деревянное кружево. Листья, круги, витиеватые линии – что это за знаки, откуда они взялись, и какой тайный смысл несут в себе замысловатые узоры?

История деревянной резьбы уходит корнями в далёкое прошлое. Чтобы узнать её, перенесёмся в эпоху Петра I и ранее – туда, где в России начинали строить массивные корабли на английский и голландский манер, богато украшая их корабельной резью. Постепенно в резьбу стали одеваться и суда на Волге, и сохранились множественные свидетельства о деревянных парусных кораблях конца 17 века, несущих на своих бортах причудливых деревянных птиц, животных и мифических существ. В те стародавние времена всё имело значение: любая закорючка, любая завитушка и зарубка... По верованиям наших предков знаки несли огромную смысловую нагрузку: одни отгоняли злых духов, другие способствовали богатству и процветанию.
Зимой судостроители воздвигали суда, а весной приходилось искать подработку. Так и возникла мода на резной убор домов. Чаще всего для этой работы использовали сосновые и еловые породы дерева. Вот так с кораблей деревянный декор перекочевал на избы.

  

Заволжский край никогда не был богат хорошей пахотной землёй – каждый клочок приходилось отвоёвывать у топких болот и непроходимых лесов – зато дерева кругом было вдосталь. Неудивительно, что доставшиеся нашим далёким предкам скудные земли и богатые лесные массивы привели к зарождению и развитию на территории Нижегородского Заволжья деревянного промысла. Полюбили мастера это затейливое и прибыльное дело. Как волшебники, в своих избах они превращали грубые куски дерева в настоящие шедевры народного искусства. Нижегородский край давно стал краем наибольшей концентрации умельцев резьбы по дереву.
Наличники на окнах – относительно недавнее  изобретение, им приблизительно 300 лет. Оконные проёмы, конечно, существовали, но большое и красивое окно было привилегией богатых домов. С появлением инструментов и артелей умельцев резьбой стали украшаться дома купцов и зажиточных крестьян. Заказывали наличники, чтобы подчеркнуть статус владельца и защититься от злых сил. В городах и сёлах появлялись целые улицы, сделанные в одном стиле.

  

Традиционную домовую резьбу именовали глухой. Её особенность в том, что толстые доски прорезывалась лишь наполовину, и рисунок выглядел объёмным, возвышаясь над фоном. Большое внимание мастера уделяли крышам. Ярко украшенные коньки – это дань уважения к лошадям, к их силе и выносливости. Обычно конёк делали из цельного большого ствола дерева, который удерживал всю крышу. Под скатом вырезали прямоугольники – символы земли, а ещё косички и змейки – знаки воды. Крепко-накрепко, на века зашифровывали свой уникальный код заволжские умельцы, работы которых до сих пор поражают знатоков.
На современных домах часто встречается ажурная прорезная резьба, которая появилась совсем недавно, около века назад. Делают её чаще всего из той же сосны, но толщина узора составляет всего 12 см. Для сохранения и придания яркости такую резьбу покрывают краской или лаком. С наличником дома смотрятся особенно нарядно и привлекательно.
В нашем старообрядческом крае в узорах воплощалась чистота помыслов и вечность жизни, поэтому часто использовались фигуры птиц, Берегинь, знаки солнца.
В Семёнове на улице Ванеева сохранился дом постройки конца 19 века, слуховое оконце которого выполнено в виде полусолнца. Такое украшение было распространено в домах древлеправославных христиан.

  

Образцом мастерства выполнения кружевного деревянного узора можно считать дом № 14 по той же улице Ванеева. Ажурные прорезные узоры с декоративными досками-прицелинками напоминают кружевную ленту, создающую игру света и тени. Этот дом, принадлежавший торговцу ложками Сергееву, считается памятником градостроительства и архитектуры.
Очень интересен тот факт, что, пройдя сквозь века, резьба по-прежнему продолжает нести сакральное значение. Символы воды, земли, воздуха и солнца можно встретить почти в каждом деревянном узоре. Наблюдая и разгадывая окна Семёнова, можно раскрыть немало секретов о прежних владельцах и искусных мастерах.

 

Большую коллекцию резьбы по дереву (в том числе и домовой резьбы)
можно увидеть в историко-художественном музее нашего города
по адресу: ул. Ванеева, д.5
 

кспонат мая: Пистолет-тромблон XVIII века

В 1980 году в «Историко-художественный» музей поступило много интересных и необычных экспонатов, переданных семеновскими краеведами. Среди них был и пистолет-тромблон XVIII века.
Тромблон - оружие исключительно военное, изначально предназначался для флота, а потом и для кавалерии. Такие пристолеты изготавливали в Англии, Франции, России, Германии, Италии, Нидерландах.

 

Главное преимущество этого оружия – быстрое перезаряжание. Именно для этого и служил раструб ствола. Благодаря этой детали тромблон можно было зарядить очень быстро и в буквальном смысле — чем попало. Пули, картечь, просто рублёный свинец — годилось абсолютно всё.
Поэтому на близком расстоянии удавалось вывести из строя сразу нескольких врагов. Вот как описывали тромблон в 1776 г. в одном из журналов того времени: "Это короткоствольное оружие большого калибра, с раструбом на конце ствола, способное быть заряженным сразу несколькими пистолетными пулями. Предназначено для обороны казарм, лестничных пролетов и дверей". Естественно, что оружие со столь привлекательными тактико-техническими характеристиками очень быстро попало в разряд "служебного". Именно тромблонами стали вооружать курьеров, почтальонов и охрану дилижансов. В дальнейшем он также часто становился оружием самозащиты путешественников и просто богатых людей.
Со временем тромблоны были вытеснены иным, более совершенным оружием.

Экспонат мая: Пасочница

Традиционно для приготовления пасхи использовалась специальная разборная деревянная форма пасочница. Сохранилась эта традиция приготовления пасхи и в наши дни. На дощечках деревянной пасочницы с внутренней стороны вырезаются буквы «ХВ» («Христос Воскресе!»), а также изображения креста, копья, трости, проросших зёрен, ростков и цветов — символов страдания и воскресения Иисуса Христа, иногда также голубя, символа Св. Духа. Древние мастера при изготовлении форм для пасхи украшали их стенки узорами, которые потом пропечатывались на стенках десерта. Такие пасочницы передавались по наследству и считались семейной ценностью.
Неизвестно, откуда пошло такое заблуждение, но почему-то наши соотечественники часто называют пасхами куличи и пасхальный хлеб. Видимо, путая с украинским названием кулича — пасхой! На самом же деле, пасха — это творожное блюдо с изюмом, сухофруктами и орехами, традиционно готовящееся на одноименный праздник.
Традиционная форма для пасхи — пирамида с усеченной вершиной, чему есть свое объяснение. Своей формой пасха символизирует Гроб Господень, в котором и произошло Воскрешение Иисуса Христа, величайшее чудо, поддерживающее среди христиан веру в Царствие Небесное. Именно этому чуду и посвящен праздник Пасхи. 

  

Пасочница из коллекции музея народного быта "Дом Семена Ложкаря"

 

Советы по приготовлению творожной пасхи

- Чтобы пасха легко вынималась из пасочницы с сохранением формы, пасочницу перед заполнением необходимо выстлать чуть влажной марлей;
- Сметану для пасхи лучше всего брать густую, жирную. Чтобы удалить из сметаны излишнюю влагу, сметану нужно поместить в холщевый мешок или завернуть в несколько слоев марли, аккуратно отжать, а затем на несколько часов поместить под пресс;
- Вместо того, чтобы протирать творог через сито, можно дважды пропустить его через мясорубку. Творог для приготовления пасхи можно сделать из топленого молока. Технология его приготовления такая же, как и для обычного творога, только молоко предварительно затапливают в духовке в течение нескольких часов (чем дольше топится молоко, тем интенсивнее становится его окраска). Пасха из такого творога имеет красивый розовый цвет и приятный тонкий привкус;
- Пасху следует не менее 12 часов держать в холоде под гнетом;
- Если в пасху кладут изюм, то его нужно хорошо промыть, перебрать, просушить на полотенце или салфетке;
- Цукаты апельсиновые для пасхи нужно мелко нарезать, цедру лимона натереть на терке, пряные добавки мелко смолоть в кофемолке и просеять через частое ситечко;
- Ядра миндаля легко очистятся, если залить их кипящей водой и оставить на 20-30 минут, тогда кожица легко снимается. Затем ядра подсушить и измельчить.

Экспонат апреля: Горка

В образцах русской мебели всегда чувствуется большая самобытность, оригинальность трактовки формы и отделки изделия с выявлением своего национального характера. Мебель создавалась народными мастерами-умельцами, на протяжении веков выработавшими очень удобные формы и конструкции, передававшиеся из поколения в поколение и сохранившиеся в быту (особенно в крестьянской мебели) до XIX века. Одним из важных предметов мебели для хранения вещей являлся буфет-горка.

 

В русских деревнях встречались вытянутые по горизонтали низкие столовые буфеты, угловые буфеты, получившие в центральных районах название горок, буфеты-комоды, двойное назначение которых диктовалось в Центральной России небольшим размером жилых помещений. На Севере буфеты называли посудными шкафами. Но наиболее распространён был высокий двухъярусный буфет. В крестьянской среде этот предмет мебели получил большое распространение лишь в ХIХ-первой половине ХХ столетий. При типовом единстве буфеты отличались пропорциями, чередованием и соотношением глухих и остеклённых частей, наличием и размерами среднего и верхнего карнизов, декоративных элементов, плинта или опорных ножек, выдвижных ящиков, характером филёнок, рифления, покраской. Нижняя часть буфета обычно имела тяжёлый плинт, реже - ножки, две «слепые» дверцы с разнообразными филёнками. Над нижними створками мог располагаться выдвижной ящик - один или два, значительно реже - три. Затем следовал профильный средний карниз, над которым возвышался второй ярус, глухой или остеклённый. Если использовали полное или частичное остекление, то часто прибегали к переплёту. Простой переплёт зрительно разбивал стекло на прямоугольники, в то время как сложный, орнаментальный напоминал голландские окна или витраж. Иногда над нижней тумбой буфета помещали поднимающиеся цилиндрические крышки, напоминающие те, что делались для бюро. Этот образец можно рассматривать как буфет-бюро, который существовал в северных областях вплоть до 1950-х годов.
Фасад буфетов часто декорировали накладными резными элементами. Буфеты красили тёмными и яркими масляными красками, иногда обращались к светлым оттенкам. На Севере буфеты расписывали.
Одну из таких горок можно увидеть на данный момент в светелке музея народного быта «Дом Семёна ложкаря» (см. Фото). Сотрудники музея с удовольствием покажут экспонаты и расскажут об истории их возникновения, крестьянских традициях и предметах народного быта. 

Экспонат марта: Лестовка

Лестовка – распространенный в Древней Руси и сохранившийся в обиходе старообрядцев тип четок. Разновидность вервицы. Представляет из себя плетеную кожаную (или, в позднее время, тряпичную или дерматиновую) ленту, сшитую в виде петли. Знаменует одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо. И замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для облегчения подсчета молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах.

 

Лестовка из коллекции историко-художественного музея г. Семенова

Устройство лестовки отвечает практическим потребностям богослужения (например, при 40 или 12-кратном произнесении молитв), но в то же время имеет символическое толкование. На ленте имеется 100 простых ступеней, называемых бобочками. Кроме того, имеются еще три ступени в начале, три в конце и три «великих» ступени в середине, которые купно означают девять чинов ангельских. Начало и конец лестовки отмечены промежутками без ступеней, символизирующим небо и землю. «Великими» ступенями лестовка разделена на четыре неравных участка: от «земли» до первой великой ступени – 12 ступеней, что означает 12 апостолов. С первой великой ступени по вторую включительно – 40 ступеней. Это означает 40–дневный пост Господа Исуса Христа. До третьей великой ступени – 33 ступени, означающие 33 года земной жизни Господа. После третьей великой ступени и до «неба» идут 17 простых ступеней, означающих 17 ветхозаветных пророчеств о Христе. В месте соединения концов ленты пришиваются четыре окантованных треугольных «лапостка» (лапоска, иногда – ладонки), которые часто украшают бисером и вышивкой. Они означают четырех евангелистов, а окантовка – евангельское учение. Под лапостками находятся передвижки – семь нанизанных на ленту прямоугольников, по числу семи таинств церковных. Эти передвижки означают и семь полных лестовок, которые каждый благочестивый христианин должен отмолиться в течение дня. Это практическое значение передвижек – отсчет количества отмоленных лестовок – в изделиях современной работы отсутствует. Так как передвижки сделаны лишь символически, а лапостки часто так плотно сшиты между собой, что до передвижек трудно добраться.
Кроме обычной 109-ступенчатой лестовки встречаются лестовки на 150 ступеней, т.н. «Богородичные лестовки». Они имеют позднее происхождение и сделаны по образу католического розария. В старообрядчестве имеют минимальное распространение.
Изготовление и художественное украшение лестовок было и остается одним из традиционных старообрядческих ремесел. Особенно славилась монастырская работа. 

Экспонат января: Резная картина "Красноармейцы в дозоре"

 В собрании Семеновского историко-художественного музея находится резная картина с таким названием.

 

Сюжет ее прост. По дремучему лесу пробирается группа бойцов. Первый из них, присев на колени, внимательно смотрит в бинокль, другой, подавшись вперед, застыл в ожидании, третий заносит в блокнот какие-то данные…
Не проста судьба этой картины из дерева. Во время войны из России она попала в Германию. Но там ее выкупила и прислала в наш музей бывшая ученица Семеновской школы художественной обработки древесины, а позднее врач из Москвы Ольга Ивановна Басова. Очень долгое время автор картины был неизвестен. И только спустя некоторое время в музее появились данные. Резчиком-художником оказался Иван Иванович Овешков, мастер из Загорска. Родился он в г.Тобольске в семье межевого землемера, столяра-любителя. С 1896 по 1933 гг. И.И. Овешков был вольнослушателем художественно-промышленного училища Штиглица в Петербурге, самостоятельно освоил монументальную скульптуру и ювелирное искусство – в Риге, Москве, Петербурге, Одессе. Особым событием в его жизни стала встреча в 1909 г. с энтузиастом народной игрушки Н.Д. Бартрамюмом. В этом же году И.И. Овешков поселился в Сергиевом Посаде (г. Загорск) – крупнейшем центре отечественного производства кустарной игрушки. С 1910 по 1917 гг. заведует учебной мастерской по изготовлению игрушки, с 1918 года, организует музей игрушки в Москве. После открытия в Загорске (1932 г.) научно-экспериментального института игрушки Иван Иванович заведует здесь лабораторией.
Его игрушки не раз демонстрировались на областных выставках.

Экспонат февраля: Ступа с пестом

Ступа – долбленая колода из ствола березы или осины.Пест – продолговатый или грибовидный инструмент для толчения, растирки или долбления чего-либо в ступе; изготавливался из цельного дерева.
Ступы могут иметь различную форму и размеры, от неглубокой миски до высоких, более метра в высоту, ступ для размалывания зернаВ основном, использовалась ступа с пестом для измельчения зерновых, а также размягчения стеблей льна или конопли в крестьянских хозяйствах.
В домашних условиях зерно перерабатывалось в крупу, то есть обдиралось. Брали неочищенное зерно ячменя или проса, гречихи. При толчении в ступе зерно освобождалось от внешней оболочки и частично размельчалось. Как уже говорилось, ступы были в каждом крестьянском доме, ими пользовались по мере надобности, заготовляя крупу на одну, две недели.
Существовали ступы и небольших размеров, обычно под ступками понимают небольшие сосуды высотой не более двадцати сантиметров.Металлические ступки представляли собой невысокий сосуд, круглый в поперечном сечении, плавно сужающийся к донцу. Деревянные ступки могли повторять форму металлических или представлять собой невысокие широкие чашки с ручкой. Пестики имели форму стержня с круглой рабочей частью. В русских деревнях в повседневном хозяйственном быту использовались в основном деревянные ступки. Металлические ступки были распространены в городах, а также в богатых семьях крестьян Русского Севера.

  

Слово «ступа» произошло от старого русского слова ступать — переставлять ногу с места на место.В старину ступами называли стенобитные орудия, а также тяжёлые колотушки и трамбовки для уплотнения земли. Иногда ступами называли вещи в виде столбиков, стаканов, стопок.
В народном сознании ступа и пест имели мифологическую окраску эротического характера. Ступа рассматривалась как воплощение женского лона, а пест — как воплощение мужского начала. В связи с такой символикой ступу с пестом широко использовали как атрибут свадебного ритуала. Так, в некоторых деревнях сваха, придя в дом к выбранной для парня девушке, пыталась обеспечить удачное сватовство, прокручивая вокруг себя ступу. В Южной России в день венчания женщины толкли пестом воду в ступе, чтобы обеспечить удачную первую брачную ночь молодоженами.Известен обряд, при котором сваха, прежде чем войти в избу к девушке, трижды крутила вокруг себя в сенях ее ступу, чтобы сватовство было удачным, приговаривая при этом: «Как не упрямится ступа, так бы не упрямилась девица!»
Ступу использовали также с магическими целями. Считалось, что в ступе можно истолочь болезнь, «перетолочь» больное животное на здоровое. Использование ступы для лечения связано с представлениями о том, что от болезни легче избавиться, расчленив ее на мелкие кусочки. В русском фольклоре этот предмет хозяйственной утвари выступает и как атрибут Бабы Яги. В северно-русской сказке человек валится на землю и превращается в камень от удара пестом Бабы Яги. В некоторых местах детей пугали Железной бабой, говоря им, что она хватает детей, которые «ходят одни по полям и огородам, бросает их в свою железную ступу, толчет и ест».Она «ездит в ступе, пестом погоняет, вперед метлой дорогу разметает».

Экспонат декабря: Лапти

Ла?пти— низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х.
Такую обувь изготавливали – плели - из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти). Лапти имели очень малый срок службы. Зимой они изнашивались за десять дней, после оттепели — за четыре, летом, в страдную пору, — и вовсе за три. Собираясь в дальний путь, крестьяне с собой брали не одну пару запасных лаптей. «В дорогу идти — пятеро лаптей сплести» — гласила пословица.
"Добрый мужик в худую пору изнашивал в одну неделю не меньше двух пар лаптей", – читаем у известного до революции писателя и этнографа С.Максимова. Лапти были распространены не только в нашей стране. Например, у шведов существовал даже термин «лапотная миля» — расстояние, которое можно пройти в одной паре лаптей.

 

Лаптей нужно было немало – и про свой обиход, и на продажу, а поскольку плести лапти умели почти в каждом доме, в работу вовлекались семьями – дела хватало и старому, и малому. На большой городской базар сразу привозили подводами по сто тысяч пар лаптей. Плетение лаптей считалось лёгкой работой, которой мужчины занимались буквально «между делом». Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не способен к элементарным действиям. Зато, «связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью — специальных мастерских не было очень долгое время. Для покоса одевали «редкие» лапти, вода в лаптях таких не задерживалась. Назывались они «Рачки». Для работы по хозяйству удобны были «Ступни» — лапти без верёвок, похожие на калоши. В жару на поле носили «Чуни» — верёвочные лапти. И хотя эта обувь канула в лета, тем не менее лапти, по заключению сегодняшних исследователей, были «здоровой» и лёгкой обувью, в которой ноги действительно дышали.


Поделиться:      

Счетчики

Яндекс.Метрика

Связаться с нами:

   Музей народного быта

 +7 (83162) 5-65-97

+7 (83162) 5-68-03

Электронная почта: semenmuseum@mail.ru

Наш адрес: г. Семенов ул.Чкалова,  д. 18 (на территории ЗАО "Хохломская Роспись")

 

Расположение

map mtc