Музей города Семенов. Официальный сайт

Экспонат мая: Пасочница

Традиционно для приготовления пасхи использовалась специальная разборная деревянная форма пасочница. Сохранилась эта традиция приготовления пасхи и в наши дни. На дощечках деревянной пасочницы с внутренней стороны вырезаются буквы «ХВ» («Христос Воскресе!»), а также изображения креста, копья, трости, проросших зёрен, ростков и цветов — символов страдания и воскресения Иисуса Христа, иногда также голубя, символа Св. Духа. Древние мастера при изготовлении форм для пасхи украшали их стенки узорами, которые потом пропечатывались на стенках десерта. Такие пасочницы передавались по наследству и считались семейной ценностью.
Неизвестно, откуда пошло такое заблуждение, но почему-то наши соотечественники часто называют пасхами куличи и пасхальный хлеб. Видимо, путая с украинским названием кулича — пасхой! На самом же деле, пасха — это творожное блюдо с изюмом, сухофруктами и орехами, традиционно готовящееся на одноименный праздник.
Традиционная форма для пасхи — пирамида с усеченной вершиной, чему есть свое объяснение. Своей формой пасха символизирует Гроб Господень, в котором и произошло Воскрешение Иисуса Христа, величайшее чудо, поддерживающее среди христиан веру в Царствие Небесное. Именно этому чуду и посвящен праздник Пасхи. 

  

Пасочница из коллекции музея народного быта "Дом Семена Ложкаря"

 

Советы по приготовлению творожной пасхи

- Чтобы пасха легко вынималась из пасочницы с сохранением формы, пасочницу перед заполнением необходимо выстлать чуть влажной марлей;
- Сметану для пасхи лучше всего брать густую, жирную. Чтобы удалить из сметаны излишнюю влагу, сметану нужно поместить в холщевый мешок или завернуть в несколько слоев марли, аккуратно отжать, а затем на несколько часов поместить под пресс;
- Вместо того, чтобы протирать творог через сито, можно дважды пропустить его через мясорубку. Творог для приготовления пасхи можно сделать из топленого молока. Технология его приготовления такая же, как и для обычного творога, только молоко предварительно затапливают в духовке в течение нескольких часов (чем дольше топится молоко, тем интенсивнее становится его окраска). Пасха из такого творога имеет красивый розовый цвет и приятный тонкий привкус;
- Пасху следует не менее 12 часов держать в холоде под гнетом;
- Если в пасху кладут изюм, то его нужно хорошо промыть, перебрать, просушить на полотенце или салфетке;
- Цукаты апельсиновые для пасхи нужно мелко нарезать, цедру лимона натереть на терке, пряные добавки мелко смолоть в кофемолке и просеять через частое ситечко;
- Ядра миндаля легко очистятся, если залить их кипящей водой и оставить на 20-30 минут, тогда кожица легко снимается. Затем ядра подсушить и измельчить.

Экспонат апреля: Горка

В образцах русской мебели всегда чувствуется большая самобытность, оригинальность трактовки формы и отделки изделия с выявлением своего национального характера. Мебель создавалась народными мастерами-умельцами, на протяжении веков выработавшими очень удобные формы и конструкции, передававшиеся из поколения в поколение и сохранившиеся в быту (особенно в крестьянской мебели) до XIX века. Одним из важных предметов мебели для хранения вещей являлся буфет-горка.

 

В русских деревнях встречались вытянутые по горизонтали низкие столовые буфеты, угловые буфеты, получившие в центральных районах название горок, буфеты-комоды, двойное назначение которых диктовалось в Центральной России небольшим размером жилых помещений. На Севере буфеты называли посудными шкафами. Но наиболее распространён был высокий двухъярусный буфет. В крестьянской среде этот предмет мебели получил большое распространение лишь в ХIХ-первой половине ХХ столетий. При типовом единстве буфеты отличались пропорциями, чередованием и соотношением глухих и остеклённых частей, наличием и размерами среднего и верхнего карнизов, декоративных элементов, плинта или опорных ножек, выдвижных ящиков, характером филёнок, рифления, покраской. Нижняя часть буфета обычно имела тяжёлый плинт, реже - ножки, две «слепые» дверцы с разнообразными филёнками. Над нижними створками мог располагаться выдвижной ящик - один или два, значительно реже - три. Затем следовал профильный средний карниз, над которым возвышался второй ярус, глухой или остеклённый. Если использовали полное или частичное остекление, то часто прибегали к переплёту. Простой переплёт зрительно разбивал стекло на прямоугольники, в то время как сложный, орнаментальный напоминал голландские окна или витраж. Иногда над нижней тумбой буфета помещали поднимающиеся цилиндрические крышки, напоминающие те, что делались для бюро. Этот образец можно рассматривать как буфет-бюро, который существовал в северных областях вплоть до 1950-х годов.
Фасад буфетов часто декорировали накладными резными элементами. Буфеты красили тёмными и яркими масляными красками, иногда обращались к светлым оттенкам. На Севере буфеты расписывали.
Одну из таких горок можно увидеть на данный момент в светелке музея народного быта «Дом Семёна ложкаря» (см. Фото). Сотрудники музея с удовольствием покажут экспонаты и расскажут об истории их возникновения, крестьянских традициях и предметах народного быта. 

Экспонат марта: Лестовка

Лестовка – распространенный в Древней Руси и сохранившийся в обиходе старообрядцев тип четок. Разновидность вервицы. Представляет из себя плетеную кожаную (или, в позднее время, тряпичную или дерматиновую) ленту, сшитую в виде петли. Знаменует одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо. И замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для облегчения подсчета молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах.

 

Лестовка из коллекции историко-художественного музея г. Семенова

Устройство лестовки отвечает практическим потребностям богослужения (например, при 40 или 12-кратном произнесении молитв), но в то же время имеет символическое толкование. На ленте имеется 100 простых ступеней, называемых бобочками. Кроме того, имеются еще три ступени в начале, три в конце и три «великих» ступени в середине, которые купно означают девять чинов ангельских. Начало и конец лестовки отмечены промежутками без ступеней, символизирующим небо и землю. «Великими» ступенями лестовка разделена на четыре неравных участка: от «земли» до первой великой ступени – 12 ступеней, что означает 12 апостолов. С первой великой ступени по вторую включительно – 40 ступеней. Это означает 40–дневный пост Господа Исуса Христа. До третьей великой ступени – 33 ступени, означающие 33 года земной жизни Господа. После третьей великой ступени и до «неба» идут 17 простых ступеней, означающих 17 ветхозаветных пророчеств о Христе. В месте соединения концов ленты пришиваются четыре окантованных треугольных «лапостка» (лапоска, иногда – ладонки), которые часто украшают бисером и вышивкой. Они означают четырех евангелистов, а окантовка – евангельское учение. Под лапостками находятся передвижки – семь нанизанных на ленту прямоугольников, по числу семи таинств церковных. Эти передвижки означают и семь полных лестовок, которые каждый благочестивый христианин должен отмолиться в течение дня. Это практическое значение передвижек – отсчет количества отмоленных лестовок – в изделиях современной работы отсутствует. Так как передвижки сделаны лишь символически, а лапостки часто так плотно сшиты между собой, что до передвижек трудно добраться.
Кроме обычной 109-ступенчатой лестовки встречаются лестовки на 150 ступеней, т.н. «Богородичные лестовки». Они имеют позднее происхождение и сделаны по образу католического розария. В старообрядчестве имеют минимальное распространение.
Изготовление и художественное украшение лестовок было и остается одним из традиционных старообрядческих ремесел. Особенно славилась монастырская работа. 

Экспонат февраля: Ступа с пестом

Ступа – долбленая колода из ствола березы или осины.Пест – продолговатый или грибовидный инструмент для толчения, растирки или долбления чего-либо в ступе; изготавливался из цельного дерева.
Ступы могут иметь различную форму и размеры, от неглубокой миски до высоких, более метра в высоту, ступ для размалывания зернаВ основном, использовалась ступа с пестом для измельчения зерновых, а также размягчения стеблей льна или конопли в крестьянских хозяйствах.
В домашних условиях зерно перерабатывалось в крупу, то есть обдиралось. Брали неочищенное зерно ячменя или проса, гречихи. При толчении в ступе зерно освобождалось от внешней оболочки и частично размельчалось. Как уже говорилось, ступы были в каждом крестьянском доме, ими пользовались по мере надобности, заготовляя крупу на одну, две недели.
Существовали ступы и небольших размеров, обычно под ступками понимают небольшие сосуды высотой не более двадцати сантиметров.Металлические ступки представляли собой невысокий сосуд, круглый в поперечном сечении, плавно сужающийся к донцу. Деревянные ступки могли повторять форму металлических или представлять собой невысокие широкие чашки с ручкой. Пестики имели форму стержня с круглой рабочей частью. В русских деревнях в повседневном хозяйственном быту использовались в основном деревянные ступки. Металлические ступки были распространены в городах, а также в богатых семьях крестьян Русского Севера.

  

Слово «ступа» произошло от старого русского слова ступать — переставлять ногу с места на место.В старину ступами называли стенобитные орудия, а также тяжёлые колотушки и трамбовки для уплотнения земли. Иногда ступами называли вещи в виде столбиков, стаканов, стопок.
В народном сознании ступа и пест имели мифологическую окраску эротического характера. Ступа рассматривалась как воплощение женского лона, а пест — как воплощение мужского начала. В связи с такой символикой ступу с пестом широко использовали как атрибут свадебного ритуала. Так, в некоторых деревнях сваха, придя в дом к выбранной для парня девушке, пыталась обеспечить удачное сватовство, прокручивая вокруг себя ступу. В Южной России в день венчания женщины толкли пестом воду в ступе, чтобы обеспечить удачную первую брачную ночь молодоженами.Известен обряд, при котором сваха, прежде чем войти в избу к девушке, трижды крутила вокруг себя в сенях ее ступу, чтобы сватовство было удачным, приговаривая при этом: «Как не упрямится ступа, так бы не упрямилась девица!»
Ступу использовали также с магическими целями. Считалось, что в ступе можно истолочь болезнь, «перетолочь» больное животное на здоровое. Использование ступы для лечения связано с представлениями о том, что от болезни легче избавиться, расчленив ее на мелкие кусочки. В русском фольклоре этот предмет хозяйственной утвари выступает и как атрибут Бабы Яги. В северно-русской сказке человек валится на землю и превращается в камень от удара пестом Бабы Яги. В некоторых местах детей пугали Железной бабой, говоря им, что она хватает детей, которые «ходят одни по полям и огородам, бросает их в свою железную ступу, толчет и ест».Она «ездит в ступе, пестом погоняет, вперед метлой дорогу разметает».

Экспонат января: Резная картина "Красноармейцы в дозоре"

 В собрании Семеновского историко-художественного музея находится резная картина с таким названием.

 

Сюжет ее прост. По дремучему лесу пробирается группа бойцов. Первый из них, присев на колени, внимательно смотрит в бинокль, другой, подавшись вперед, застыл в ожидании, третий заносит в блокнот какие-то данные…
Не проста судьба этой картины из дерева. Во время войны из России она попала в Германию. Но там ее выкупила и прислала в наш музей бывшая ученица Семеновской школы художественной обработки древесины, а позднее врач из Москвы Ольга Ивановна Басова. Очень долгое время автор картины был неизвестен. И только спустя некоторое время в музее появились данные. Резчиком-художником оказался Иван Иванович Овешков, мастер из Загорска. Родился он в г.Тобольске в семье межевого землемера, столяра-любителя. С 1896 по 1933 гг. И.И. Овешков был вольнослушателем художественно-промышленного училища Штиглица в Петербурге, самостоятельно освоил монументальную скульптуру и ювелирное искусство – в Риге, Москве, Петербурге, Одессе. Особым событием в его жизни стала встреча в 1909 г. с энтузиастом народной игрушки Н.Д. Бартрамюмом. В этом же году И.И. Овешков поселился в Сергиевом Посаде (г. Загорск) – крупнейшем центре отечественного производства кустарной игрушки. С 1910 по 1917 гг. заведует учебной мастерской по изготовлению игрушки, с 1918 года, организует музей игрушки в Москве. После открытия в Загорске (1932 г.) научно-экспериментального института игрушки Иван Иванович заведует здесь лабораторией.
Его игрушки не раз демонстрировались на областных выставках.

Экспонат декабря: Лапти

Ла?пти— низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х.
Такую обувь изготавливали – плели - из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти). Лапти имели очень малый срок службы. Зимой они изнашивались за десять дней, после оттепели — за четыре, летом, в страдную пору, — и вовсе за три. Собираясь в дальний путь, крестьяне с собой брали не одну пару запасных лаптей. «В дорогу идти — пятеро лаптей сплести» — гласила пословица.
"Добрый мужик в худую пору изнашивал в одну неделю не меньше двух пар лаптей", – читаем у известного до революции писателя и этнографа С.Максимова. Лапти были распространены не только в нашей стране. Например, у шведов существовал даже термин «лапотная миля» — расстояние, которое можно пройти в одной паре лаптей.

 

Лаптей нужно было немало – и про свой обиход, и на продажу, а поскольку плести лапти умели почти в каждом доме, в работу вовлекались семьями – дела хватало и старому, и малому. На большой городской базар сразу привозили подводами по сто тысяч пар лаптей. Плетение лаптей считалось лёгкой работой, которой мужчины занимались буквально «между делом». Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не способен к элементарным действиям. Зато, «связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью — специальных мастерских не было очень долгое время. Для покоса одевали «редкие» лапти, вода в лаптях таких не задерживалась. Назывались они «Рачки». Для работы по хозяйству удобны были «Ступни» — лапти без верёвок, похожие на калоши. В жару на поле носили «Чуни» — верёвочные лапти. И хотя эта обувь канула в лета, тем не менее лапти, по заключению сегодняшних исследователей, были «здоровой» и лёгкой обувью, в которой ноги действительно дышали.

Экспонат октября: Лучковый станок

Токарный станок в простейшем виде был известен уже древним народам. До нас дошло некоторое количество деревянных точеных украшений и ножек саркофагов, изготовленных древними греками, однако определенных данных о конструкции их токарных станков не имеется.
Что касается славян, то до X в. их материальная культура исследована недостаточно. Но начиная с X в. их токарные изделия уже обнаружены археологами. Так, вблизи Чернигова при раскопках так называемой Черной Могилы, датируемой X в., обнаружены шашки, выточенные из кости на токарном станке. Деревянные токарные изделия того времени, как менее стойкие по сравнению с костью, не сохранились.
Примерно к этому же времени относятся обнаруженные на Украине мастерские по изготовлению пряслиц из шифера, которые, как более красивые и удобные, заменили глиняные. Шиферные пряслица изготовлялись, видимо, шлифованием с помощью устройства, близкого к изображенному на рис.1.
В XIII в. токарные изделия получили на Руси распространение, о чем свидетельствуют многочисленные археологические материалы. Академик Б.А.Рыбаков сообщает, что деревянные изделия, выточенные на токарном станке, уже имелись даже в провинциальном городке недалеко от Киева (Райковецкое городище). В самом Киеве, в тайнике Десятинной церкви, найдена точеная мисочка, относящаяся к XIII в.
На простейших токарных станках русские мастера работали резцами, сделанными из стали. От долгого нахождения в земле резцы в значительной степени утратили свою форму. Все же Б.А. Рыбаков отмечает, что среди различных железных предметов XI—XII вв. имеется несколько резцов со скошенным краем, которые можно связывать с токарными работами.

  

рис.1 и рис.2

На станке с ручным лучковым приводом только правая рука токаря работала непосредственно над изделием, так как левой рукой двигался лучок. Половина всего рабочего времени затрачивалась на обратное вращение заготовки и вызываемые этим отвод и подвод резца. Работа выполнялась в неудобном положении и была весьма утомительной. В этих условиях можно было с достаточной быстротой изготовлять только самые примитивные изделия. Однако такие станки были крайне просты, их было легко изготовить из подручных материалов. Поэтому для производства несложных токарных деревянных изделий, хозяйственной посуды и частей мебели эти станки применялись в течение тысячелетий и получили широкое распространение. Например, в России у кустарей, изготовлявших детскую точеную мебель, они дожили до конца XIX в.
Но даже такие незатейливые станки можно было делать более производительными. Ярким примером этого служит описываемый ниже станок (рис.2), приводимый в движение лучком вручную, но в то же время снабженный остроумным установочно-зажимным приспособлением, зарядка которого вынесена за пределы станка.

 

Лучковый станок из музея народного быта "Дом Семена-ложкаря"

На рис.2 дана фотография оригинального специализированного токарного станка, предназначенного для обточки черешков деревянных ложек. Станок, изготовленный в XVIII в., хранится в Семеновском историко-художественном музее. Специализация станка для выполнения лишь одной операции на однотипной заготовке деревянной ложки, изготовлявшейся в большом количестве ввиду постоянного спроса, выразилась в создании оригинального установочно-зажимного приспособления, которое является самым старым из всех известных до настоящего времени.
Приспособление состоит из деревянной двузубой вилки. Ее зубья, имеющие желобки, сходятся вместе и образуют цилиндрический канал, диаметр которого несколько меньше диаметра ручки ложки. Зубья вилки вместе с заключенной между ними ручкой ложки стягиваются хомутом, который удерживается силой трения. Таким образом получается веретенообразный комплект, одно острие которого составляет заостренный черешок вилки, а другое — заостренный конец ручки ложки. Этот комплект ставится на станок остриями в ямки стоек — бабок. Задняя «бабка» может несколько отклоняться от вертикали, что компенсирует небольшие отклонения в размерах ложек по длине. Ограничение отклонения обеспечивается вкладыванием деревянного клинышка. Таким образом, приспособление с установленной и закрепленной в нем деталью отделено от станка. Комплект может собираться отдельным лицом параллельно с обработкой заготовки на станке, что дает возможность значительно ускорить работу и привлечь неквалифицированную рабочую силу для выполнения простой и физически легкой операции. 

Экспонат ноября: Горшок

В стародавние годы для приготовления пищи в русской печи применялись глиняные горшки — сосуды, имевшие сильно вздутое тулово, широкое горло и узкое дно. Благодаря такой форме жар, который возникает в варочной камере, охватывает со всех сторон поверхность горшка. Поскольку горшок сверху плотно закрывался глиняной крышкой-сковородой, то пища в нем не только хорошо проваривалась, но сохраняла все полезные вещества.
Очевидно, что печной горшок был прообразом современной скороварки. А если в горшок все же попадал дымок, то это только придавало пище особую пикантность и «шестковая стряпня», как называли раньше пищу, приготовленную в печи, от этого только выигрывала. Обычно горшки покупали на базаре или у местного гончара. Нередко купля-продажа совершалась следующим образом. Покупатель приходил к гончару, выбирал необходимый ему горшок и насыпал в него доверху муки. Гончар высыпал муку в стоявшую тут же бочку, а горшок отдавал покупателю. Из этого нетрудно сделать вывод: чем больше горшок, тем дороже он стоил. Горшки часто разбивались, и поэтому многие хозяева вынуждены были самостоятельно лепить, или «крутить», их на гончарном круге. Они заготавливали и обрабатывали глину, формовали горшки, а затем обжигали их в горниле русской печи. О судьбе глиняного горшка образно и очень точно рассказано в старинной загадке, в которой использованы библейские образы: «Взят от земли, яко Адам; ввержен в пещь огненну, яко три отрока; посажен на колесницу, яко Илия; везен бысть на торжище, яко Иосиф; куплен женою за медницу; поживе тружеником в огне адском и надсадился; облечен бысть в пестрые ризы и нача второй век жити; по одряхлении же рассыпался, и земля костей его не приемлет». Если историю, изложенную в загадке, перевести на современный язык, то суть ее следующая. Из земли была взята глина, из которой слепили горшок; горшок обожгли в печи, а затем его положили на телегу и свезли на базар; там он был куплен стряпухой за медную монету; потрудившись какое-то время в огненной печи, горшок не выдержал и разбился; однако он был повит берестяными лентами и стал жить второй век; но время все же взяло свое — горшок одряхлел и рассыпался, остались одни черепки, которые в изобилии можно встретить и сейчас на крестьянских огородах.

  

Обычно горшки имели естественный цвет обожженной глины. Иногда их обливали перед обжигом жидкой беложгущейся глиной, и тогда они становились светлыми. Порой поступали наоборот, «морили» в печи без доступа воздуха. В результате горшки приобретали глубокий черный цвет. В глиняных горшках варили щи, супы, каши, тушили мясо, овощи и рыбу, кипятили воду. И в каждом случае требовался горшок определенного размера: от многоведерного до небольшого горшочка, вмещающего всего 200—300 г пищи.
Горшок из чугуна в России появился при Петре I. Чугуны почти полностью повторили форму старинных глиняных горшков. Исчезли только массивные венчики, которые должны были предохранять горловину глиняных горшков от обкалывания. Металлические горшки могли теперь служить долгие годы. Чтобы чугуны не подвергались коррозии, некоторые из них покрывают внутри белой эмалью. Единственный недостаток чугунов — это их внушительный вес. Для приготовления пищи самыми ходовыми являются чугуны, имеющие емкость 1,5—2—2,5— 3—3,5—4—4,5 и 5 литров. К каждому чугуну выпускались сковороды, которые использовали в качестве крышек. На два-три чугуна, имеющих близкую емкость, нужно иметь один ухват (рогач). 

Экспонат сентября: Керосиновая лампа

Керосиновая лампа изобретена польским фармацевтом Игнацием Лукасевичем и Яном Зегом в 1853 году. Вскоре после изобретения новый вид осветительных приборов завоевывает всю Европу. Стимулом к широкому распространению керосиновых ламп служила дешевизна горючего – использование керосина было гораздо более экономичным, чем использование свечей или масла, а горели они ярче. С 1861 г. керосиновыми лампами стали пользоваться и в России. 
В своей конструкции керосиновые лампы близки предшествовавшим им масляным лампам. Различие состояло в том, что горелка в керосиновых лампах помещается выше резервуара. Продолжительность и интенсивность работы керосиновых ламп зависела от качества керосина.
Для ламп новой конструкции мастерами очень удачно приспособлялись большие фарфоровые вазы. Тулово вазы скрывало в себе металлический резервуар с горючим, из венчика выступала горелка, а дополнительная металлическая конструкция поддерживала стеклянный абажур, который смягчал яркий резкий свет неприятный для глаз. Эту же роль выполняли матовые или белые стеклянные шары с двумя отверстиями, надетые на ламповое стекло. 

 

Фарфоровые вазы для ламп выпускал Императорский фарфоровый завод и частные фарфоровые фабрики. Почти исключительно на керосиновых лампах из стекла с 80-х гг. XIX века специализировался хрустальный завод А.В. Болотина.
Много керосиновых осветительных приборов вырабатывал фарфоровый завод А. Попова. Среди керосиновых настольных ламп и подсвечников, выпускаемых этим заводом, были осветительные приборы с оригинальным композиционным решением и оригинальным декором, например, канделябр с жестяным абажуром с четырьмя бисквитными пластинками. При зажженных свечах тонкий фарфор просвечивал, и вырисовывались изображения двух ангелов с картины Рафаэля «Сикстинская мадонна» и сцены из романа французского писателя XVIII века Бернардена де Сен-Пьера «Поль и Виргиния», популярного в России в XIX столетии.

Увидеть коллекцию керосиновых ламп XIX-XX веков можно в Историко-художественном музее.
Телефон для справок: 8 (83162) 5-61-41
 


Поделиться:      

Счетчики

Яндекс.Метрика

Связаться с нами:

   Музей народного быта

 +7 (83162) 5-65-97

+7 (83162) 5-68-03

Электронная почта: semenmuseum@mail.ru

Наш адрес: г. Семенов ул.Чкалова,  д. 18 (на территории ЗАО "Хохломская Роспись")

 

Расположение

map mtc