Экспонат февраля - Панно «Городу Семенову 200 лет»

В экспозиции историко – художественного музея представлено уникальное панно «Городу Семенову 200 лет», составленное из более 10 тысяч маленьких кусочков разных пород дерева, с площадями и улицами. По краю панно ковровый цветочный узор удивительно органично сочетается с геометрическими линиями плана города. Работа выполнена талантливым мастером, нашим земляком - Шкутиным Василием Ивановичем в 1979 году. Умение подобрать сочетание цветов, соблюсти соразмерность деталей рисунка, тщательность отделки придают работе оригинальность и неповторимость. В этом панно выразилась глубокая любовь мастера к родному городу.
Мозаика это настоящее произведение искусства, которое при изготовлении требует усидчивости, внимательности и желания творить. Василию Ивановичу эти качества были присущи.
Это удивительный мастер - мозаичник, обладающий тонким художественным вкусом. Участник Финской и Великой Отечественной войн. Мозаикой по дереву увлекся, выйдя на пенсию. Из его рук выходили изумительной красоты изделия – панно, шкатулки разной формы, сундучки, вазы и т.д. Василий Иванович принимал участие на многих выставках, как районных, так и областных, неоднократно награждался дипломами и почетными грамотами.
Панно "Городу Семенову - 200 лет" можно увидеть в экспозиции историко-художественного музея.
Адрес: ул.Ванеева, д.5

 

Экспонат января - Рушник

Как у нас в дому,
Во высоком терему
Много шитых,
Много браных,
Много белых полотенец…
   Не можем мы сейчас, к сожалению, похвастаться ни шитыми, ни браными, ни даже чисто белыми полотенцами. Цветные, штампованные, чаще всего не из натурального волокна, полотенца давно перестали быть главным украшением домов. А ведь когда-то говорили: «Дом без полотенец, что семья без детей». И в старину каждая изба в русском доме бедного или зажиточного крестьянина была украшена рушниками-полотенцами. Эти изделия – предметы обыденного и ритуального назначения  сопровождали человека с момента рождения до смерти. Богато украшенные магическими узорами, они оберегали человека, его дом и приносили ему счастье.
   Рушник (укр.) или полотенце (рус. также рукотерник, ручник, утирник, полка, ширинка, плат) - оторванная часть, кусок или отрез полотна. Это предмет народной культуры и народного творчества восточных славян. Изготавливался из домотканого льняного или конопляного полотна. Его традиционные размеры: от тридцати-сорока сантиметров в ширину, от одного и до пяти метров в длину. Для украшения рушника употребляют вышивку, кружево, браное (узорное) ткачество, ленты.
   Рушник широко используется в разнообразных обрядовых ситуациях: на свадьбе, родинах и крестинах, на похоронах, в календарных обрядах. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника. Полотенца наделяются семантикой пути, дороги, соединения, связывания, имеют знаковую и оповестительную функцию.
   По назначению полотенца подразделялись на утиральные, подорожные, подарковые, праздничные, зеркальные, свадебные и другие.
   Обыденные (однодневные) рушники вышивались в течении светового дня, когда злые силы не могли повредить. Им приписывали обережные свойства (защитные). Использовали их в различных обрядах,при засухе,море скота.Такие полотенца не ткали заранее, а изготавливали несколькими мастерицами только в день использования в обряде. Так девушка обходила с полотенцем табун лошадей или вокруг стада коров, «спасая» их от мора.
   Рушниками убирают красный угол избы - божницу, называют его божником. На родильное, чистое белое полотенце принимали новорождённого - ни цветочка на нем, ни листика. Новорожденного ребёнка пеленали в свивальник - узкую длинную полоску ткани- это тоже полотенце. На вышитом, праздничном рушнике малыша крестили, принимали после купели. Такое крестильное полотенце мать или крестная ребенка вышивали заранее. Оно было вышито веселыми, светлыми цветами, без единого черного стежка. Украшенное полотенце шло в дар крестному отцу ребенка. Полотенцем-оберегом люльку закрывали - строчки на нём вытканы знаками тайными, от злого глаза.
   На даровых (подарковых) полотенцах часто присутствовали вышитые надписи: «Бери да помни», «Не трудна моя работа - угодить тебе охота», «Рука моя шила, а не знала для кого», «Не дорог подарок - дорога любовь», «Кого люблю - тому дарю», «Люблю сердечно -дарю навечно», «Носи - не меняй, люби не забывай», «Лети, платок, туда, где примут тебя, и, если примут неприятно, полети ко мне обратно», «Лицо вытирай, меня вспоминай». Полотенца также часто дарили за какую-либо работу или оплачивали работу полотенцем.
   Если вспомнить известную присказку «скатертью дорога», которая имеет сейчас негативное значение, то раньше, таким образом путникам желали счастливого пути. А связано это с особыми подорожными рушниками. Небольшие, со скромной вышивкой, домотканые полотенца давались в дорогу тем, кто покидал родной дом, отправляясь в странствие: воинам, торговцам, путешественникам. Подорожный рушник олицетворял собой пожелание лёгкого пути и скорого возвращения. Провожая в армию, дарили полотенце и приговаривали: «Пусть дорожка будет легкой и недлинной, чтобы скоро домой вернулся живым и невредимым».
   Праздничные полотенца вывешивались в избе на большие праздники. Пасхальные предназначались для украшения выпеченных куличей. На Масленницу в благодарность за угощение хозяев дома одаривали рушником - блинником.
   Рушники обязательно были частью приданого, и их изготовление было обязанностью невесты. Таких полотенец приготавливалось не менее сорока и больше в зажиточных семьях. Даровыми одаривали родственников жениха, украшали свадебный поезд. Считалось, что вышивая свадебный рушник, невеста вышивает своё семейное будущее. Поэтому приниматься за вышивку позволялось только с благими мыслями и хорошим настроением, а в перерывах девушка должна была непременно произносить молитву.
   В свадебном обряде применялось пять основных полотенец: рукобитный рушник, венчальный и союзный рушники, «божник», хлебосольный рушник. С момента сговора между двумя семьями о свадьбе стены в доме девушки обязательно должны быть украшены полотенцами невесты, чтобы показать свое мастерство родне мужа. В этот же день и жених получал в дар от невесты «рукобитное» вышитое полотенце в знак уважения и согласия на брак. На «венчальный» рушник становились молодые на колени в старину во время венчания у алтаря. «Союзным» рушником, как символом брачных уз при венчании, священник связывал руки жениха и невесты. Молодожены шли от ворот к дому по устланному полотенцу. Родители встречали их, благославляя иконами, украшенными «божником» и с караваем на хлебосольном рушнике. 
   Наши предки воспринимали рушник как полотно,на котором красной нитью изображалось прошлое, настоящее и будущее. Основными цветами, применяемыми при оформлении рушников, являются: красный, белый, черный, имевшие изначально своё значение в языческой народной культуре Руси. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного (розы, вьюны, виноград), зооморфного (петухи, кони, лебеди), геометрического (ромбы, круги, зигзагообразные линии) орнамента. До XVIII—XIX веков каждый вышитый узор имел свой сакральный смысл, ритуальное предназначение. После петровских реформ в вышивке на рушниках стали появляться бытовые мотивы, не несущие обрядовой смысловой нагрузки, а к концу XIX века вышивка практически полностью утратила своё ритуальное значение.
   Нижегородская вышивка отличалась разными техниками: гладью, крестом, счетным и тамбурным швом. На концах полотенец нижегородского края часто располагалась вышитая мелким крестом по натуральному или выбеленному льну красно-черная гирлянда цветов, напоминающая розы или шиповник. Узорной «шахматкой» славилась Хахальская волость Семеновского уезда. Там же делали скатерный или браный, полосатый, клетчатый холст, преимущественно красно-белой расцветки. Дольше всех хранили искусное мастерство ткачихи Поволжья и ветлужских деревень. Они ткали узорные концы полотенец со сложным геометрическим узором из красной пряжи и носили их продавать по Волге по деревням. 
  Таким образом, полотенце в старину сопровождало человека всю его жизнь,являясь предметом бытового и ритуального назначения. Вышитое полотенце ручной работы - это письмо, предание с тайными знаками и символами. Это шедевр прикладного искусства, где имеет значение и рисунок, и форма стежка, и цвет нити, и сам сюжет изображения. Каждый из таких сюжетов – то ли молитва, то ли рассказ, то ли песня исходит из исторических глубин народной традиции. Каждый узор притягивает взгляд, берет за душу!
   Милости просим в музей народного быта «Дом Семена ложкаря» восхититься коллекцией рушников-полотенец к. XIX –XX веков, вышитых мастерицами керженского края!
2

Экспонат ноября- Ковш «Герб РФ с собором Михаила Архангела»

Многие ли знают, почему на гербе двуглавый орел? Что он значит? Изображение двуглавого орла – старинный символ, обозначающий власть. Впервые эта фигура возникла во времена появления первых развитых государств – около пяти тысяч лет назад. Однако на протяжении всей своей истории этот знак поддавался различной трактовке. На сегодняшний день его изображают на многих символах власти (флагах и гербах) различных стран. Что символизирует двуглавый орел? Это глубокий образ, обозначающий собой сочетание двух начал. Головы птицы направлены в противоположные стороны: на Запад и на Восток. Однако само по себе - это цельное существо, воплощающее единство. Двуглавый орел – образ солнца, означающий благородство и власть.Орёл в гербе РФ обозначает царскую власть, прозорливость, силу, бессмертие, мужество. В некоторых культурах значение символа двуглавого орла немного другое. Его считает посланником, помощником Бога, исполнителем его воли. Он олицетворяет собой грозную силу, способную установить справедливость. Однако при этом многие эксперты сходятся во мнении, что двуглавый орел – символ, значение которого гордыня и надменность. Крылья птицы – это олицетворение защиты, а острые когти отражают готовность к борьбе за идеалы и за идеи. Птица, изображенная с белой головой, означает чистоту мысли представителей власти, ее справедливость и мудрость. Орел – храбрый, сильный страж, который может увидеть приближающуюся беду с любой стороны Существует несколько версий появления эмблемы двуглавого орла в России. Многие историки утверждают, что возникновение этого символа связано с именем Софьи Палеолог. Преемница павшей Византии, высокообразованная царевна, не без политических подоплеки, о которой позаботился Павел II, становится женой русского царя Ивана III. Этот междинастический брак позволил Москве приобрести новый статус – «Третий Рим», поскольку второй – Константинополь – пал в 1453 году. Софья не только привезла с собой символ белого двуглавого орла, который был гербом ее семьи – династии Палеологов. Она и ее приближенные поспособствовали культурному подъему Руси. На государственной печати орла стали изображать с 1497 года. Что подтверждает в своем тексте работа русского писателя Н. М. Карамзина «История государства Российского».

Известный реформатор, «прорубивший окно в Европу», Петр I во время своего правления уделял много времени не только внешней и внутренней политике. Царь также позаботился о государственной символике. На фоне непрекращающихся войн он решил создать единый символ. С 1700 года герб страны преображается. Интересны изменения, касающиеся непосредственно птицы. Над ее головами теперь располагаются короны. В лапах у нее держава и скипетр. Уже через десять лет, в 1710 году, эти корректировки внесены во все печати. Позже на монетах, а также на любых других предметах, где изображаются орлы, помещаются над ними императорские короны. Эти символы означают полную самостоятельность и независимость России от других держав. Никто не может ущемить государство в его властных правах. Стоит обратить внимание на то, что символ обрел такой вид еще за десять лет до того, как Россия назовется Российской Империей, а Петр I ее императором. В 1721 году важным и последним изменением при Петре – становится смена цвета. Двуглавый орел становится черным. Император решился на этот шаг, взяв пример у Священной Римской Империи. Клюв, а также лапы и атрибуты птицы были изображены в золотом цвете. Фон выполнен в таком же оттенке. На груди орла помещен красный щит, окруженный цепью ордена Андрея Первозванного. На щите Святой Георгий на коне поражает дракона копьем. Все эти образы символизируют вечную проблему борьбы Тьмы и Света, Зла и Добра.

После того как в 1917 году Николай II отрекся от престола, государственный знак теряет свою силу и значение. Перед новыми лидерами и представителями власти возникла проблема – необходимо создать новый геральдический символ. Этим вопросом занималась группа специалистов по геральдике. Однако до созыва Учредительного собрания они не видели необходимым создавать кардинально новый символ. Они считали допустимым использовать того же двуглавого орла, однако, его следовало «лишить» прежних атрибутов и убрать изображение Георгия Победоносца. Таким образом, печать временного правительства была нарисована специалистом И. Я. Билибиным. В борьбе за звание герба с двуглавым орлом «билось» изображение свастики, означавшей благополучие и вечность. Благодаря этим качествам, возможно, этот символ и понравился Временному правительству. В 1918 году при принятии конституции РСФСР был выбран новый герб, а об орле забыли до 1993 года, когда он становится государственным символом Российской Федерации. Теперь он изображается в золотом цвете, содержит в себе практически те же атрибуты, существовавшие во времена Российской империи – отсутствует на нем Андреевский орден. Допустимо использовать этот символ и без щита. Штандарт президента России Президент Б. Н. Ельцин в 1994 издал указ «О штандарте (флаге) президента Российской Федерации». Флаг президента представлял собой трехцветное полотно (три одинаковые горизонтальные полоски белый, синий, красный) и в центре изображённый на нем золотой герб. Штандарт обрамляется золотой бахромой.

В музейно-туристическом центре «Золотая Хохлома», в экспозиции «Царской комнаты» расположен уникальный ковш «Герб РФ с собором Михаила Архангела» представляющий собой эксклюзивную авторскую работу, с одной стороны которой резной герб РФ, с другой – собор, вырезанный в миниатюре.

Автор формы и резьбы – Тарелкин Игорь Викторович, художница – Швецова Валентина Калентьевна., художественная роспись «Кудрина – торжество», 2006 г.

Полюбоваться на ковш и на другие изделия хохломского промысла, вы можете, посетив музейно-туристический центр "Золотая Хохлома", по адресу: ул.Чкалова, д.18В, тел.8 (83162) 5-61-41

 

Экспонат декабря - Чаша-Яндова

Толковый словарь живого великорусскаго языка Владимира Даля поясняет: «ЯНДОВА - низкая, большая медная, луженая братина, с рыльцем, для 
пива, браги, меду. В ендове подают питья на пирах; она же есть в распивочных и кабаках, на кораблях и пр. Крестьяне зовут ендовой и деревянную, высокую посудину, жбан, коновку». В Семеновском уезде эта посуда была распространена в старообрядческих селениях для разливания крепких напитков, когда хозяин дома обходил всех присутствующих и сам решал, кому возвести особые почести, а кому стоит отказать. 

Сосуды под названием «яндова» были разной вместимости: могли достигать нескольких вёдер, но изготовлялись и очень маленькие ендовы. Например, в Кирилловской расходной книге назначалось: «квасу медвеного яндову большую 10 чаш», «яндова черные патоки две чаши». Большие чаши никогда не ставили на стол, они имели специальные ножки и подставки.

Иногда сосуд делали в виде ладьи, утки, гуся, петуха. В XVI веке ендовы часто использовались у русских народов Поволжья, особенно мордвой, чувашами, марийцами, а также карелами, и сохранились у них до настоящего времени в качестве национальной утвари, изготавливаемой из липы, берёзы, дуба, клёна и других лиственных пород деревьев. 
В Музее народных ремесел, который распложен по адресу: ул.Гагарина, д.68,  хранится яндова начала ХХ века. Она исполнена из меди и вмещает в себя более 5 литров.

  

 

Экспонат октября - Колыбель

Колыбе?ль (люлька, зыбка) — подвесная или напольная, качающаяся кроватка для маленького ребёнка (младенца). Слово колыбель происходит от древнерусского глагола колыбать, что означало качать, укачивать. Зы?бка — в восточнославянских языках диалектное или областное название люльки (кроватки, подвешиваемой к потолку) для качания грудных малышей.

Колыбель - первое внеутробное место постоянного пребывания ребенка в начальные годы жизни. Здесь он мог находиться до того, как мог встать на ножки,до двух лет или до момента появления следующего младенца в семье. Колыбели на Руси имели различные формы. В XIX веке они представляли собой деревянные рамы, обшитые холстом и подвешенные за углы; кузовки (небольшой короб, лукошко), гнутые или плетёные из лыка или бересты на очепе, с подножкой для покачивания; долбленые, дощатые люльки,из ивовых прутьев;кроватки на круглых полозьях. Наибольшую популярность приобретала следующая конструкция: зыбка крепилась к очепу-длинной гибкой жерди,которая проходила через кольцо на матице одним концом,а другим упиралась в стену или врубалась в нее.Обычно очеп изготавливали из березы,которая имела свойство хорошо гнуться. Подвешивание колыбели к потолку было не случайным: наверху скапливался теплый воздух, что обеспечивало обогрев малыша.Но такой подход рассматривался еще и как ограждение ребенка от нечистой силы.Крестьяне проводили границу между полом и потолком .Считалось ,что чем выше находится ребенок,тем он ближе к Богу,а в нижней части избы,под полом ,обитала нечистая сила. Большое внимание при изготовлении колыбели наши предки уделяли материалу, из которого делали колыбельку. Из древесных пород избегали брать осину, это дерево считалось «нечистым».Для того чтобы ребенок быстро рос, люльку делали из пород быстрорастущих деревьев : вербы, ореха, боярышника. Для изготовления могли использовать сосновую дранку и кору липы .Зыбка, изготовленная из прочного дерева, могла прослужить 200 лет. На ней часто вырезали год рождения ребенка.Таких надписей можно обнаружить на музейных экспонатах до шести и более. Если позволяли средства, зыбка заказывалась хорошему мастеру с добрым сердцем. Он творил люльку с умением и благословясь. Люди менее состоятельные мастерили колыбельки сами. Люльки было не принято сжигать,уничтожать,они передавались по наследству. Матери готовили вышитый полог на зыбку, который не только защищал ребенка от мух и комаров, но и считался оберегом ,защитой от сглаза. Ткань подбиралась красивая , вышивалась вручную и обшивалась кружевами. В бедной семье пологом мог стать старый бабушкин сарафан. На дно зыбки стелилась солома, покрывалась ветошью или старой одеждой. В богатых семьях изготавливалась перина для младенца, набиваемая пухом птицы. К зыбке крепились различные яркие вещички — разноцветные лоскуточки ткани, расписные ложечки.На колыбелях часто вырезали различные орнаменты:в изголовье - солнце, в ножках – месяц и звезды.Внутрь клали обереги, призванные защитить ребенка от болезней и сглаза , кресты и иконы, ножи или гребни. Главным достоинством люлек являлась возможность их подвешивания не только в доме.Когда наступала пора жатвы, женщина могла взять с собой в поле люльку и подвесить ее на дерево.

В зажиточных семьях для “зыбания” (укачивания) своего дитяти нанимали нянек из бедных крестьян. Обычно это были девочки семи – восьми лет, среди которых попадались «славные пестуньи» — талантливые нянечки, способные быстро угомонить заигравшегося или капризного ребенка. У бедных крестьян погремушкой мог послужить высушенный бычий пузырь с зерном внутри. Такая погремушка издавала мягкие звуки, не гремела. Соска делалась из рога коровы, на него натягивали коровий сосок. Еще один вариант соски: смоченный в сладкой водичке хлеб заворачивался в тряпочку. Колыбельный период заканчивался для малыша, как только его отнимали от груди, или когда в семье случалось новое пополнение. Кормление грудным молоком продолжалось до двух и более лет. Отучить малыша от уютной зыбки было делом не простым. Для этого прибегали к разным хитростям:наряжали мужика «Букой» в вывернутый мехом наверх тулуп, приделывали мочальную бороду, в руки давали клюку. Он вбегал в горницу и, схватив люльку, уносил ее прочь. А удивленному ребенку объясняли: «Бука унес зыбку в лес свою дитятку «зыбать». Обычно такой прием действовал безотказно.

Вообще люльке придавалось огромное значение в жизни семьи, ведь люлька несла не только практическую пользу.Хорошо изготовленная, красивая люлька, предназначалась радовать мать, дабы она, глядя на разукрашенную колыбель, ещё больше наполнялась любовью к своему ребёнку и вдохновлялась на заботу и воспитание своего чада.

Колыбель к. XIX столетия можно увидеть в экспозиции избы зажиточного крестьянина в музее народного быта "Дом Семена Ложкаря".

По адресу: ул.Чкалова, д.18/1 (территория фабрики "Хохломская роспись")

Связаться с нами:

   Музей народного быта

 +7 (83162) 5-65-97

+7 (83162) 5-68-03

Электронная почта: semenmuseum@mail.ru

Наш адрес: г. Семенов ул.Чкалова,  д. 18 (на территории ЗАО "Хохломская Роспись")

 

Расположение

map mtc

Publish modules to the "offcanvas" position.