Музей города Семенов. Официальный сайт

Экспонат октября: Лучковый станок

Токарный станок в простейшем виде был известен уже древним народам. До нас дошло некоторое количество деревянных точеных украшений и ножек саркофагов, изготовленных древними греками, однако определенных данных о конструкции их токарных станков не имеется.
Что касается славян, то до X в. их материальная культура исследована недостаточно. Но начиная с X в. их токарные изделия уже обнаружены археологами. Так, вблизи Чернигова при раскопках так называемой Черной Могилы, датируемой X в., обнаружены шашки, выточенные из кости на токарном станке. Деревянные токарные изделия того времени, как менее стойкие по сравнению с костью, не сохранились.
Примерно к этому же времени относятся обнаруженные на Украине мастерские по изготовлению пряслиц из шифера, которые, как более красивые и удобные, заменили глиняные. Шиферные пряслица изготовлялись, видимо, шлифованием с помощью устройства, близкого к изображенному на рис.1.
В XIII в. токарные изделия получили на Руси распространение, о чем свидетельствуют многочисленные археологические материалы. Академик Б.А.Рыбаков сообщает, что деревянные изделия, выточенные на токарном станке, уже имелись даже в провинциальном городке недалеко от Киева (Райковецкое городище). В самом Киеве, в тайнике Десятинной церкви, найдена точеная мисочка, относящаяся к XIII в.
На простейших токарных станках русские мастера работали резцами, сделанными из стали. От долгого нахождения в земле резцы в значительной степени утратили свою форму. Все же Б.А. Рыбаков отмечает, что среди различных железных предметов XI—XII вв. имеется несколько резцов со скошенным краем, которые можно связывать с токарными работами.

  

рис.1 и рис.2

На станке с ручным лучковым приводом только правая рука токаря работала непосредственно над изделием, так как левой рукой двигался лучок. Половина всего рабочего времени затрачивалась на обратное вращение заготовки и вызываемые этим отвод и подвод резца. Работа выполнялась в неудобном положении и была весьма утомительной. В этих условиях можно было с достаточной быстротой изготовлять только самые примитивные изделия. Однако такие станки были крайне просты, их было легко изготовить из подручных материалов. Поэтому для производства несложных токарных деревянных изделий, хозяйственной посуды и частей мебели эти станки применялись в течение тысячелетий и получили широкое распространение. Например, в России у кустарей, изготовлявших детскую точеную мебель, они дожили до конца XIX в.
Но даже такие незатейливые станки можно было делать более производительными. Ярким примером этого служит описываемый ниже станок (рис.2), приводимый в движение лучком вручную, но в то же время снабженный остроумным установочно-зажимным приспособлением, зарядка которого вынесена за пределы станка.

 

Лучковый станок из музея народного быта "Дом Семена-ложкаря"

На рис.2 дана фотография оригинального специализированного токарного станка, предназначенного для обточки черешков деревянных ложек. Станок, изготовленный в XVIII в., хранится в Семеновском историко-художественном музее. Специализация станка для выполнения лишь одной операции на однотипной заготовке деревянной ложки, изготовлявшейся в большом количестве ввиду постоянного спроса, выразилась в создании оригинального установочно-зажимного приспособления, которое является самым старым из всех известных до настоящего времени.
Приспособление состоит из деревянной двузубой вилки. Ее зубья, имеющие желобки, сходятся вместе и образуют цилиндрический канал, диаметр которого несколько меньше диаметра ручки ложки. Зубья вилки вместе с заключенной между ними ручкой ложки стягиваются хомутом, который удерживается силой трения. Таким образом получается веретенообразный комплект, одно острие которого составляет заостренный черешок вилки, а другое — заостренный конец ручки ложки. Этот комплект ставится на станок остриями в ямки стоек — бабок. Задняя «бабка» может несколько отклоняться от вертикали, что компенсирует небольшие отклонения в размерах ложек по длине. Ограничение отклонения обеспечивается вкладыванием деревянного клинышка. Таким образом, приспособление с установленной и закрепленной в нем деталью отделено от станка. Комплект может собираться отдельным лицом параллельно с обработкой заготовки на станке, что дает возможность значительно ускорить работу и привлечь неквалифицированную рабочую силу для выполнения простой и физически легкой операции. 

Экспонат сентября: Керосиновая лампа

Керосиновая лампа изобретена польским фармацевтом Игнацием Лукасевичем и Яном Зегом в 1853 году. Вскоре после изобретения новый вид осветительных приборов завоевывает всю Европу. Стимулом к широкому распространению керосиновых ламп служила дешевизна горючего – использование керосина было гораздо более экономичным, чем использование свечей или масла, а горели они ярче. С 1861 г. керосиновыми лампами стали пользоваться и в России. 
В своей конструкции керосиновые лампы близки предшествовавшим им масляным лампам. Различие состояло в том, что горелка в керосиновых лампах помещается выше резервуара. Продолжительность и интенсивность работы керосиновых ламп зависела от качества керосина.
Для ламп новой конструкции мастерами очень удачно приспособлялись большие фарфоровые вазы. Тулово вазы скрывало в себе металлический резервуар с горючим, из венчика выступала горелка, а дополнительная металлическая конструкция поддерживала стеклянный абажур, который смягчал яркий резкий свет неприятный для глаз. Эту же роль выполняли матовые или белые стеклянные шары с двумя отверстиями, надетые на ламповое стекло. 

 

Фарфоровые вазы для ламп выпускал Императорский фарфоровый завод и частные фарфоровые фабрики. Почти исключительно на керосиновых лампах из стекла с 80-х гг. XIX века специализировался хрустальный завод А.В. Болотина.
Много керосиновых осветительных приборов вырабатывал фарфоровый завод А. Попова. Среди керосиновых настольных ламп и подсвечников, выпускаемых этим заводом, были осветительные приборы с оригинальным композиционным решением и оригинальным декором, например, канделябр с жестяным абажуром с четырьмя бисквитными пластинками. При зажженных свечах тонкий фарфор просвечивал, и вырисовывались изображения двух ангелов с картины Рафаэля «Сикстинская мадонна» и сцены из романа французского писателя XVIII века Бернардена де Сен-Пьера «Поль и Виргиния», популярного в России в XIX столетии.

Увидеть коллекцию керосиновых ламп XIX-XX веков можно в Историко-художественном музее.
Телефон для справок: 8 (83162) 5-61-41
 

Экспонат августа: Хохломские чаши

Самые ранние произведения хохломы относятся к XIX веку (их можно увидеть с коллекциях Русского музея, Нижегородского музея истории ремесел, Государственного исторического музея и др., а также в собрании Семеновского историко-художественного музея). Это, как правило, разнообразные по назначению предметы быта. Среди них наибольшее количество составляет деревянная посуда, представленная в основном мисками и чашками любых размеров: от маленьких, похожих на десертные розетки, до огромных, 70-80 сантиметров диаметром; различными поставцами и бочатами, солонками и множеством ложек. Такие предметы выполнялись в основном для крестьянского обихода.

  

Хохломская посуда, I пол. XIX века

Одинаковая по названиям посуда весьма различалась по форме и размерам. Например, в чашах подносилась еда к столу для всей крестьянской семьи, поэтому они делались особенно широкими и глубокими. Самыми крупными были так называемые артельные чаши. А в собрании Государственного исторического музея в Москве хранится чаша для бурлаков высотой в 20 и диаметром в 62 см. Близкими к ним были миски, которые служили и для вторых блюд и для питья. Из маленьких чашек — размером до 10 см в диаметре — кормили детей. Блюда делали плоскими, с широким горизонтальным бортом. Они были праздничной посудой — в них подавали на стол блины, рыбу, пироги. Более плоские чаши служили для «заедок»: пряников, орехов, сладостей, — а также для подношений к столу чарок с напитками.

  

Чаши из собрания Семеновского историко-художественного музея (II пол. XIX века)

Увидеть артельные чаши, блюда, а также другую посуду, созданную мастерами позапрошлого столетия, Вы можете в экспозициях Музейно-туристического центра "Золотая Хохлома" (ул. Чкалова, д.18В) с пн. по пт. с 10.00 до 18.00, в сб. с 10.00 до 13.00 и в вс. с 10.00 до 16.00. Справки по телефону: 8 (83162) 5-61-41.

Экспонат июля: Ковши по сказкам Пушкина

2015 год в Росси было решено сделать годом литературы. Что, несомненно, верно, поскольку наша страна все еще остается одной из самых читающих держав мира, является родиной всемирно известных авторов - как современников, так и классиков, чьи произведения составляют сокровищницу мировой литературы.
И Семенов в этом плане не исключение. Всем нам хорошо известно имя поэта-земляка Бориса Корнилова, все мы читали замечательные романы Мельникова-Печерского - "В лесах" и "На горах", рассказывающие о жизни нижегородского Поволжья. А действие романа "В лесах" и вовсе разворачивается на нашей семеновской земле. 
Не обошло влияние литературы и главный семеновский промысел - золотую хохлому. Множество изделий сделаны мастерами по мотивам русских народных сказок и произведений великих писателей. И наиболее яркий пример - ковши резчика М.И. Угланова (1937 год), где детально воссозданы из дерева образы пушкинских сказочных поэм. 

  
  
   

Увидеть уникальные экспонаты можно в экпозициях МТЦ "Золотая Хохлома"
Справки по телефону : 8 (83162) 5-61-41 

Экспонат июня: Деревянная ложка

С июня 2015 года в Музее народного быта "Дом Семена Ложкаря" представлена новая расширенная коллекция ложек. Дом поистине стал оправдывать свое название, ведь количество экспонатов выросло в разы. Первоначально общее количество ложек в музее насчитывало 282 шт., а на сегодняшний день их около 600.

  

Начиная с XII века, ложки, как и все необходимые предметы, изготавливались внутри семьи, это была эпоха натурального хозяйства с домашним производством. Мужчина должен был обеспечить дом предметами обихода из дерева и железа. У кого-то это получалось лучше других. Секреты ложкарного мастерства передавались от отца к сыну, из рода в род. Их домашнее производство совершенствовалось, и постепенно на его базе возникло ремесло – мелкое ручное производство промышленных изделий. Особенно ярко было развито ложкарное ремесло вокруг села Семёново, Нижегородской губернии, где в XVII веке зародился и получил развитие ложкарный промысел. В городе Семёнове во второй половине XVIII века наблюдается резкий подъём ложкарного промысла. В 1811 году был открыт ложкарный цех. В 1889 году производством деревянных ложек занималось 6930 человек разного пола и возраста, в год вырабатывалось более 3 миллионов деревянных ложек. В начале ХХ века Семёнов – уже признанная ложкарная столица. Однако, в послевоенные годы ложкарный промысел резко сократился из-за низкой оплаты труда. Это было в том числе и следствием распространения металлических ложек, которые вытесняли в быту ложки деревянные. С 1950 года артель «Экспорт», кустарно-промыслового объединения «Ложкосоюз», стала называться «Хохломская роспись» (семёновская хохлома). В 1985 году здесь было начато производство составной ложки: черенок у неё изготавливался отдельно и вставлялся в лопасть, а также ежегодно приобретались белые ложки – «бельё» - сделанные в ручную надомниками, бережно сохранявшими традиционную её форму.

  
Ждем Вас в Музее народного быта "Дом Семена Ложкаря".
Справки по телефону: 8 (83162) 5-97-63.

Экспонат мая: Солдатский треугольник

 «И почтальон с ума сойдет, разыскивая нас…»

В 2015 году наша страна отмечает 70-летие окончания войны. Почти не осталось ветеранов, которые могут рассказать о своих впечатлениях, о тех тяжёлых военных временах. Слава её героев не меркнет с годами, просто всё труднее по крупицам собирать информацию непосредственно от участников войны.
Письма раньше были единственным источником информации между солдатом и его близкими. Многие письма бойцов написаны бесхитростным языком, в основном о том, что их волновало. Только вот читать эти строки сложно — комок застревает в горле, а на глаза наворачиваются слезы. Находясь в страшном аду войны, автор стремился в своем письме успокоить, подбодрить родных. Поэтому письма полны оптимизма, надежды на возвращение, веры в Победу.


Материалом для письма часто было то, что попадалось под руку: папиросная бумага, тетрадный лист, кусок плаката, канцелярский бланк, а писали химическим карандашом. Письма с фронта приходили без конвертов, купить их в полевых условиях было невозможно. Листок бумаги сворачивали в треугольник, на нем писали адрес. Марка на треугольник не приклеивалась. Определить местонахождение солдата было нельзя, в обратном адресе указывалась Действующая Армия, № полевой почты и части. В каждой строчке фронтовых писем видна любовь к своим родным, к родной деревне, городу, в котором вырос, к Родине, которая находится в опасности и ждет победы.
Прочитайте строки из письма Пескова Василия Григорьевича с фронта. В своих письмах детям он не переставал желать им мирной и счастливой жизни. Он писал, что прогонит немцев и вернется домой. Не вернулся…, но прогнал врага так, чтоб другим неповадно было. 

Гимн советского народа по всей стране нашей звучит
Это счастье, наша радость скоро всю жизнь завеселит.
Я люблю вас дорогие и ласкаю вас всегда
Недалек тот час победы
Встреча наша так близка.
Прошло два года мои вы дорогие
Это 720 дней не видал я вас так долго
Но я люблю вас и жалею
Скоро скоро час победы прогремит по всей земли
И ваш папа к вам приедет
Будет радость вам и мне.

Экспонат марта: Кузнечные меха

Ручные кузнечные меха -  устройство для нагнетания воздуха в кузне. Чаще всего представляет собой мешок различной формы с клапанами и регуляторами. Ручные меха использовали для получения непрерывной воздушной струи в кузнечном деле. А смысл устройства в том, что воздух порционно нагнетается в крупный резервуар, из которого выходит затем стабильным (непрерывным) потоком. Таким образом, перебои с подачей воздуха исключаются.

Изображения кузнецов в античности:

  

1.Плита с римского надгробия над могилой кузнецанач. н.эMacтep сидит около горна перед наковальнейподмастерье кyeту левого края плиты видна рукоятка кузнечных меховсверху висят инструменты 
2.Двухкамерный кузнечный 
мех с теплозащитным экраном (по надгробному рельефному изображению в Аквилеях времен средней императорской эпохи)

Кузнечный мех имел повсеместно очень устойчивую форму: две вытянутые сердцевидные (клиновидные) планки, объединенные кожей, собранной в складки, чем достигалась возможность раздвигать планки. Узкий конец планок оканчивался трубкой — соплом, вставлявшимся в горн. В планках делались отверстия с клапанами для вбирания воздуха внутрь меха. Такой воздуходувный мех можно было обнаружить в деревенских кузницах еще в XX в.

Схема устройства простейших ручных кузнечных мехов:

  

Детальнее об их устройстве можно узнать здесь

Кузнечное ремесло является очень древним. Издавна люди научились добывать железо из болотной руды и обрабатывать его в специальных помещениях-кузницах. И недаром их крыши украшались небольшими железными петушками. Ведь кузнечное ремесло было связано с огнем, а значит, с тайной, легендами и мифами, преданиями и поверьями, обрядами и ритуалами. Славяне считали, что кузнецов оберегал бог Сварог, который, помимо всего прочего, наделил их даром излечивать различные болезни, колдовать и отгонять злые силы.

   

1. Сварог-коваль (худ. Горислав)
2. Печные мехи

В нашей стране кузнечное дело в средние века достигло больших высот. В 15-17 вв. в Новгороде и Москве одна за другой рождались кузнечные корпорации, кузнецы селились группами, так и возникали слободы (Кузнецкий мост в Москве, Кузнецкая слобода в Старице). Вручную мастера ковали огнестрельное и холодное оружие, подсвечники, замки, часы, подковы, различные инструменты, фурнитуру для дверей и сундуков, решётки, ворота, ставни, перила, балконы, украшения и предметы быта. 
В XV-XIX вв. во всех странах происходит специализация кузнечного ремесла по отраслям. Так, лучшие фонари, ограды, решётки, ворота изготавливали петербургские (Царское село) и версальские мастера, особо славились оружейники из Тулы, Астрахани, Милана, Дамаска и Аугсбурга. Ножи и инструменты предпочитали покупать в Павловске на Оке, Ноттингеме, Золингене, а самые хорошие замки делали в Нюрнберге. 


Меха в аутентичном интерьере кузницы

В Семеновском уезде XIX века был значительно развит кузнечный промысел. В основном, ремесло было сконцентрировано в юго-восточных волостях уезда и в самом городе. Продукция, изготавливаемая местными мастерами, была самая разнообразная: цепи, столярные  инструменты, гвозди, весовые коромысла, скобы, ограды. Также были выкованы ограды к Воскресенскому собору, церкви «Всех святых». Инструментами кузнецов Строинских, Осьмушниковых, Ладиловых работали тысячи местных умельцев по дереву. Их топоры были превосходного качества, настолько прочные и острые, что легко перерубали стальные прутья.

  

Кузнечные меха в Музее народного быта "Дом Семена Ложкаря"

Мы с радостью расскажем Вам больше при посещении нашего музея.
Справки по телефону: 8 (83162) 5-65-97

Эскпонат апреля: Солдатский медальон

Реликвии войны:
Солдатский медальон

В преддверии 70-летия Великой Победы научные сотрудники историко-художественного музея предлагают вниманию читателей ряд статей о личных вещах советских солдат и опознавательных знаках времён Великой отечественной войн, переданных нашими ветеранами в фонды музея. Открывает этот цикл материал о солдатском медальоне, переданном в музей жительницей г. Семёнова Взвозской Тамарой Марковной.

«Смертный медальон» - так называли солдаты маленькую капсулу, которая содержала необходимые сведения о военнослужащем: фамилию, имя, отчество, место и дату рождения и группу крови.
История данного предмета своим корнями уходит в далекое прошлое. Впервые специальные жетоны для идентификации военнослужащих в Российской армии начали применять в конце 19 века. В книге "История лейб-гвардии егерского полка за 100 лет. 1796-1896 гг." говорится, что в 1877 г., когда полк готовился к отправке на театр военных действий в Болгарию (русско-турецкая война 1877-1878 гг.), все солдаты и офицеры получили металлические жетоны со шнурком для ношения на шее. На жетоне выбивались литеры-аббревиатуры названия полка, номер батальона, роты и личный номер военнослужащего. Позже царский шейный знак (солдатский личный опознавательный медальон-ладанка) стал применяться в Рабоче-крестьянской Красной Армии и на флоте как документ, удостоверяющий личность и для установления личности погибших военнослужащих. До этого в РККА вообще не было никаких идентификационных знаков, по которым можно было бы опознать погибшего красноармейца.

 

Солдатский медальон был введен Приказом Реввоенсовета № 856 от 14.08.1925 года. Выдавался он всем военнослужащим срочной службы воинских частей, кораблей, штабов, управлений, учреждений и заведений военного и морского ведомства после прибытия в свою часть при зачислении их на службу. В медальон вкладывался специальный бланк (вкладыш), изготовленный типографским способом на пергаментной бумаге, который содержал необходимые сведения о военнослужащем: фамилию, имя, отчество, место и дату рождения, занимаемую должность. Использование пергаментной бумаги должно было защитить бланк от порчи при ношении медальона. Медальон относился к табельным вещам, предметам снаряжения и являлся вещью бессрочной, а в случае его утери немедленно выдавался новый. Он был сделан из жести в виде плоской коробочки с размерами 50х33х4 мм и должен был носиться на груди. Для этого в обеих половинках медальона предусмотрены проушины для тесьмы. Медальоны были двух типов: сдвижные и на петле. При использовании такого типа медальона во время финской кампании выяснилось, что медальон негерметичен и пергаментный листок быстро приходит в негодность. В марте 1941 г. он был отменен. "Положением о персональном учете потерь и погребении погибшего личного состава Красной Армии в военное время" № 138 от 15.03.1941 года вводились новые медальоны в виде восьмигранного пластмассового (текстолитового) пенала, имеющего винтовую крышку, с вкладышем на пергаментной бумаге в двух экземплярах. На бланке вкладыша имелись следующие графы: фамилия, имя, отчество, год рождения, воинское звание; уроженец: республика, край, область, город, район, сельский совет, деревня; адрес семьи; фамилия имя и отчество родственника; каким райвоенкоматом призван; группа крови. Указывать наименование воинской части в медальоне запрещалось. Один экземпляр вкладыша должен был изыматься похоронной командой, а второй вкладываться обратно в медальон и оставлялся на погибшем. Но реально, в условиях боевых действий, это требование практически не выполнялось, медальон изымался целиком. На основе данных бланков составлялись списки безвозвратных потерь.

  

Медальон носился в специальном кармашке на поясе брюк. Был вариант пенала с проушиной для ношения медальона на шее. Несмотря на то, что официально медальон был введен в марте 1941 года, применялся он уже в финскую кампанию, которая в то время в СССР называлась не иначе как "пограничный конфликт". Его отличие состояло в том, что на бланк медальона наносилась вертикальная зеленая полоса, что обозначало принадлежность военнослужащего к погранвойскам или частям НКВД. Многие военнослужащие срочной службы, принимавшие участие в финской кампании 1939-40 гг. с немцами воевали с медальонами и вкладышами нового образца. Из-за нехватки стандартных медальонов в частях Красной Армии использовались и деревянные, и металлические медальоны. Иногда вместо пенала использовалась обычная винтовочная гильза, а вместо стандартного вкладыша, отпечатанного типографским способом , военнослужащие вкладывали в медальоны записки с личными идентификационными данными на обрывках бумаги или газеты, листовки . Как правило, пергаментные и бумажные вкладыши в таких медальонах сохранялись плохо. 

  

Часто медальоны, которые попадаются в земле участникам поисковых отрядов, оказываются пустыми, а в некоторых из них - махорка, булавки или спички. Встречаются медальоны с незаполненными вкладышами. Существовало поверье, что заполнение “смертников”, как их называли солдаты, считалось плохой приметой. Но есть и другая точка зрения. Незаполненные вкладыши медальонов это не что иное, как последствия их заполнения чернилами, изготовленными на растительной основе. Такие чернила угасают и вымываются практически полностью в результате длительного пребывания в неблагоприятных условиях. Такие находки передаются в специальные центры судебной экспертизы и восстанавливаются буквально по крупицам с использованием современных технических инноваций. Они исследуются под микроскопом, и иногда, кажущийся незаполненным бланк по едва заметным следам пера открывает тайну безвести павшего солдата, защитника Родины…

Главный научный сотрудник музея
Корьева Д.А.

Экспонат февраля: Льномялка

Первыми выходили мять лен девушки с распущенными волосами. Как гласит поверье,  для получения мягкого и шелковистого волокна. Ведь изначально, мятье льна как и другие процессы его обработки в конце XIX-начале XX выполнялись вручную - с помощью самого известного специального орудия - мялки.

 Простейшая горизонтальная льномялка

Историк М. Моравкова на основании археологических находок высказала предположение, что в древности существовали не только ручные, но и ножные мялки для обработки льна. Классификация льномялок проводилась, предположительно, по верхней, подвижной части и нижней – статичной части. Тем самым можно выявить, что «било» могло быть однодельное и двухдельное, а низ - горизонтальный, наклонный или вращающийся. Каждый вид мялок был популярен в разной местности.
Горизонтальная мялка, в отличие от наклонной, имела ряд конструктивных особенностей, но принцип работы всех мялок был одинаковым: горсть льняной тресты брали в левую руку, а «било» поднимали и опускали правой рукой. С помощью  имеющихся в мялке ребер сгибались и  проходили стебли. Но модернизация ручного труда не стояла на месте, поэтому, в конце ХIХ, и особенно в начале XX века, в районах развитого льноводства использовались деревянные льномяльные машины, которые приводились в движение лошадьми.

  
Виды автоматизированных льномялок

Но и ручная льномяльная машина была не менее известной. Она состояла из круглого валика, укрепленного шестеренками, а работа производилась поворотом этого валика то вправо, то влево. Историки отмечают, что процесс мятья льна на машине был довольно медленным, хотя сам процесс был легче, чем на ручной мялке. Чаще всего такая льномялка была одна на всю деревню, поэтому крестьяне мяли свой лен за последующие отработки.

 
Интерьер внутреннего двора Музея народного быта "Дом Семена Ложкаря"

На данный момент одним из интереснейших экспонатов  Музея народного быта «Дом Семёна Ложкаря» является горизонтальная льномялка. Посетив наш музей, вы сможете узнать о ручном труде крестьянина, ощутить дух старинных предметов, прикоснуться к истории народного быта. Сотрудники музея с удовольствием ответят на все интересующие вас вопросы. 

Справки по телефону: 8 (83162) 5-65-97


Поделиться:      

Счетчики

Яндекс.Метрика

Связаться с нами:

   Музей народного быта

 +7 (83162) 5-65-97

+7 (83162) 5-68-03

Электронная почта: semenmuseum@mail.ru

Наш адрес: г. Семенов ул.Чкалова,  д. 18 (на территории ЗАО "Хохломская Роспись")

 

Расположение

map mtc