Экспонат октября: Сундук

 Из истории сундука...

Сундук. Зачем и откуда он к нам пришел?

Говорят, что от сундука пошла вся прочая мебель. При раскопках в Египте найдены первые предметы мебели, среди которых были и сундуки. Вещи относятся к 3 в. до н. э. А практичные греки стали использовать сундуки не только как лари для хранения вещей, а еще и как лежанки и скамьи. (Заметьте, что в наших кухонных гарнитурах просматривается греческий профиль: под крышкой диванчика пространство, в котором можно припасы или лишнюю посуду держать). Сундук настолько простая и практичная вещь, что изобретение и распространение его шло не обычным путем, по цепочке, из одной страны в другую. Можно сказать, что он внедрился везде и сразу. Все люди изначально где-то складировали и как-то перевозили свое имущество: если на ослике, то в мешках, на повозке – в сундуках, в более поздних видах транспорта – в чемоданах и сумках. Сундук-чемодан даже повернули в вертикаль и поставили на колесики. Хранение вещей в жилище прошло подобный путь: из мешка переложили в ларь-сундук, а сундук, постоянно росший из-за обилия вещей вверх, превратился в шкаф. Пусть сундук и родился где-то за далекими морями, у нас он считается исконно русской утварью. Миру были известны русские, макарьевские сундучники. Утварь эту делали из дерева, как на гвоздях, так и без них – на шипах, встык или на клее. Собственно говоря, ничего не изменилось и через века. Сундуки схожи по своей конструкции. А вот декор! Кованое железо, вставки из других пород дерева, обтяжка как внутри, так и снаружи тканью, кожей…

На первое место по декору дизайнеры ставят занзибарские сундуки – из-за изысканной резьбы восточноафриканских мотивов. Дизайнеры не считают сундук пережитком прошлого, наоборот, утверждают, что этот предмет мебели способен стать стилеобразующим элементом квартиры. А если он еще наполнен бабушкиными кружевами и вышивками! Решимся ли мы поставить сундук в современной квартире? Но вот в особняке или на даче – запросто! «Строительство» сундуков и чемоданов было не только средством заработка, но и хобби. Например, Дмитрий Менделеев, будучи уже знаменитым химиком, подолгу корпел над изготовлением чемоданов. Известен случай, когда на вопрос о нем – кто этот господин, выбирающий в лавке материал для чемоданов, последовал ответ хозяина: «О, это известный чемоданных дел мастер Менделеев!» С сундуком связаны некоторые современные профессии. До костюмеров и реквизиторов была профессия укладчиков одежды в сундуки. Одним из них был француз Луи Виттон, который умел укладывать одежду так, что на ней потом не было ни единой складочки. Творческие задатки помогли ему стать основателем фирмы под собственным именем, за продукцией которой и сегодня гоняются модницы всего света: из неудобных для путешествия на поездах и пароходах сундуков он сделал чемоданы, дорожные сумки. Луи Виттону заказывали даже чемоданы со встроенной кроватью, чемоданы, в которых можно транспортировать инвентарь для различных игр, чемоданы-столики для чаепития. Охотников попутешествовать во все времена было много: с котомкой за плечом автостопом или с содержимым трех книжных шкафов, кроме одежды и прочих вещей.

Сундук всегда содержал какую-то тайну. Там хранились фотографии, документы, дорогие сердцу вещицы, разглядывание которых было приурочено к дате, например, письма с войны, ордена и медали. В сундук прятали сюрпризики для детей в виде парочки конфет. И сейчас дивен сундук – памятью о временах, о людях…

По материалам сайта : www.shkolazhizni.ru

Сундук символ Х фестиваля «Золотая хохлома»

Символ Х Всероссийского фестиваля «Золотая хохлома» был выставлен на площади Ленина на всеобщее обозрение. Сундук был  доверху  наполнен хохломскими изделиями и украшениями. На данный момент сундук можно увидеть, посетив музей народного быта «Дом Семёна ложкаря». На улице Чкалова, д.18 на территория фабрики ЗАО «Хохломская роспись». Также в коллекции музея имеется несколько старинных русских сундуков, служивших когда-то украшением крестьянского интерьера.


Справки по телефону: 8 (83162) 5-65-97
 

Экспонат сентября: Самовар

Из истории самовара...

Среди водонагревательных приборов особое место занимает самовар - русская чайная машина, как её называли в Западной Европе. Слово "самовар" перешло от нас почти во все языки мира. Происхождение этого слова теперь не всем понятно, поскольку сочетание "сам варит" в соединении со словом "вода" кажется неправильным. Но всего лишь сто лет назад слово "варить" употреблялось не только в отношении еды (варить суп, рыбу), но и применительно к воде, наравне со словом "кипятить". Более того, в самоварах не только кипятили воду, но и варили пищу и сбитни.

   

Сбитенник - русский предшественник самовара

Первые упоминания о самоварном производстве и о самоварах относятся к 1745 году. Упрочившийся в русском быту к середине XVIII века обычай употреблять чай и кофе способствовал более широкому распространению, наряду с традиционной русской посудой (братинами, ендовами, ковшами), новой посуды и водонагревательных устройств - чайников, кофейников и самоваров.
Как и у большинства других изобретений, у самовара были свои предшественники. Прежде всего это китайские хо-го, которые, как и самовары, имеют трубу и поддувало.
Но, в отличие от самовара, в хо-го издревле подавали (а не варили) бульоны и супы, а поэтому и краны у них не делали. Чай же и поныне китайцы заваривают в чашках или чайниках с решеткой.
В Древнем Риме пользовались для подогрева воды и варки пищи сосудами двух типов. Первый тип - автепса. Делали его в виде четырехугольной площадки с обнесенной двойной стенкой. Между стенками наливали воду, а на площадке в середине разводили огонь. Так подогревали воду для добавления в вино. Над площадкой устраивали треножник для подогрева или варки пищи. Второй тип - сосуды в виде вазы с краном, но без трубы и поддувала.
Первые самовары и внешне и по-своему устройству были похожи на английские так называемые "чайные урны" или "чайные сосуды", которые служили для кипячения воды и использовались в Англии в 1740-1770-е годы. К концу XVIII века самовар уже имел все отличительные конструктивно-функциональные особенности, необходимые для нагревания воды, которые привычны сейчас. Это позволяет считать самовар сугубо национальным русским изделием.

 

На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями вкуса. Сначала они носили отпечаток стиля рококо, потом тяготели к ампиру, а в конце своего существования не избежали влияния модерна. Но "внутреннее содержание" оставалось традиционным. Правда, в конце XIX века появился самовар керосиновый, а фабрика братьев Черниковых наладила производство самоваров с боковой трубой, что усиливало движение воздуха и ускоряло процесс кипения.
Самовары вошли в каждый дом, стали характерной чертой русского быта. Поэт Борис Садовской в предисловии к сборнику "Самовар" писал: "Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: .. Вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно ".
Накануне Отечественной войны 1812 года самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина, находившийся в Московской губернии. Он вырабатывал в год их около 3000 штук, но к 1820-м годам всё большую роль в самоварном производстве стала играть Тула, которую называли самоварной столицей.
Конструкция самовара довольно сложна. Внутри расположена жаровня в виде трубы - "кувшин". Внизу под "кувшином" для усиления тяги делается поддувало. Резервуар самовара-вазы снабжен наверху ободком, на который кольцом опирается крышка. На крышке делаются две "шишки" -хватки и паровички - это маленькие поворотные крышечки на отверстиях для выхода пара.
Тулово-ваза опирается на поддон или ножки. "Кувшин" (жаровня) сверху закрывается колпачком и снабжается конфоркой для установки заварного чайника. Для слива воды служит кран с ключом-вертком. Вертки делаются разнообразной формы, некоторые из них очень затейливы и сложны в исполнении.
Очень разнообразны профили фигурных отверстий (фистонов) на поддувалах и конфорках. Самыми важными декоративными элементами всей композиции являлись репеек, ручки и ножки. Ножки делались шарообразные, в виде львиных лап, птичьих ножек и т. д.
Большим преимуществом самовара явилось то, что в нем жаровая труба помещена внутри резервуара и окружена со всех сторон водой. Поэтому теплопотери малы, а коэффициент полезного действия очень высок.
Самоварные мастера придумали приставную трубу, которую можно надевать на верх топочной трубы. Вначале появились чайники, сохранявшие форму сферической приземистой столовой и кухонной посуды, затем их снабдили поддувалом и топочной трубой, не меняя прежней формы.
Благодаря своей форме, усиливающей резонанс, самовар обладает способностью издавать звуки, точно передающие состояние кипящей воды: на первой стадии самовар "поет", на второй "шумит", на третьей "бурлит". Так как разогревание самовара происходит медленно, то по звуку оченъ удобно улавливать скоротечную вторую стадию кипячения.
Более того, самовар - не просто кипятильник. Он ещё и химический реактор - смягчитель жесткой воды, что очень важно, так как чай, заваренный в жесткой воде, невкусен. При кипячении жесткость снижается, так как образовавшиеся нерастворимые карбонаты (накипь) откладываются на стенках трубы и корпуса (тулова), а основная часть их оседает на дно. Правда, со временем эффективность реакции из-за этого уменыпается, так что накипь необходимо удалять.
Примечательно, что самоварных дел мастера никогда не делают кран у самого дна, а всегда несколько выше, для того чтобы осевшая накипь не попадала в приготавливаемый напиток.
XIX век - "золотой век" самоварного дела в России. Каждая фабрика старалась придумать свой, непохожий на другие самовар. Отсюда такое разнообразие самоварных форм: конические, гладкие, граненые, шарообразные, в стиле "неогрек", воспроизводившем античные формы амфор. Крайне разнообразны были размеры и емкости самоваров: от стакана до двадцати литров. В конце ХIХ-начале ХХ века самовары имели самые различные обиходные названия, указывающие на форму изделия: "банка", "рюмка", "ваза", "желудь", "дуля", "репка", "пасхальное яйцо", "пламя "и т. д. 

 
Чаепитие с самоваром

Одновременно шли поиски универсального использования самоваров: создавались самовары-кофейники, самовары-кухни, домашние самовары, дорожные и т.д.
Однако большинство из них не получило распространения, и в XX веке стали использовать лишь самовары для кипячения воды и подачи к чайному столу. Жизненными оказались три типичные формы самоваров: цилиндрическая, коническая (типа вазы) и сферическая приплюснутая (типа репки). При этом разнообразными стали конструкции кранов, ручек, ножек, конфорок.
В это время частым спутником самовара становится бульотка (от французского bonillir - кипеть) - небольшой сосуд на подставке со спиртовкой. Бульотка обычно ставилась на стол, наполненная горячей водой. При помощи спиртовки вода поддерживалась в состоянии кипения, пока не закипал заново залитый холодной водой самовар.
Как разводить и чем топить жаровой самовар? Лучшее топливо для него - древесный уголь, сухие чурки и щепки, сосновые шишки. Следует помнить, однако, что в сухих сосновых шишках много смолы, которая может попасть в воду. Ни в коем случае нельзя в качестве топлива применять керосин.
При малом расходе топлива вода в самоваре закипает быстро, кроме того, самовар долго сохраняет тепло и не требует сложного ухода. Емкость современных жаровых самоваров колеблется от 4,5 до 7 л. Время закипания воды не превышает 30 мин. Разжигать топливо в самоваре можно только предварительно наполнив резервуар водой.
Наибольшего развития самоварное производство в России достигло в 1912-1913 годах, когда ежегодно только в Туле их выпускали 660 тысяч штук. Первая мировая война приостановила выпуск самоваров, который возобновился только после окончания гражданской войны.
В советское время стали изготавливаться как жаровые, так и электрические самовары. Выпускаются они и в наши дни. Электрические самовары - это лжесамовары. Они ничего общего не имеют с настоящим русским жаровым самоваром. Электрический самовар - это по существу тот же электрочайник, имеющий форму традиционного жарового самовара. Он представляет собой металлический корпус, внутренняя часть которого служит резервуаром для воды. Внутри резервуара расположена металлическая трубка с нагревательным элементом. А изобретение электронагревательного прибора - чайника относится к 1894 году, когда в Лондоне поступили в продажу первые его образцы. Но это уже совсем другая история...

По материалам "Книги о чае".
"Русич", Смоленск, 1997, сост. Ю.Г.Иванов.

Самовар символ XI фестиваля "Золотая Хохлома"

Автор идеи - Мясников С.Я.
Реализация проекта - Устюжанинов Михаил
Роспись - художницы "Творческой лаборатории" ЗАО "Хохломская Роспись"

Русский самовар стал символом XI Международного фестиваля народных художественных промыслов. По сути, это все тот же хорошо знаокмый нам электорический прибор, виртуозно заключенный в деревянную оболочку и мастерски расписанных художницами творческой лаборатории ЗАО "Хохломская роспись". Увидеть чудо-вещь можно ежедневно в холле второго этажа МТЦ "Золотая Хохлома" по адресу ул. Чкалова, д. 18В.

Справки по телефону: 8 (83162) 5-61-41

Экспонат месяца!

4 ноября - День народного единства – наиболее значимый праздник текущего месяца. Эта тема уже была отмечена в одной из просветительских лекций семеновского Историко-Художественного музея «Единые духом - делом едины» в рамках недавнего мероприятия «Ночь искусств». И именно поэтому «главным» экспонатом ноября в Музее хохломы было решено выбрать произведение, имеющее непосредственное отношение к знаменательной дате.

Вашему вниманию предлагается подробная информация о создании ковша «Герб Российской Федерации с собором Михаила Архангела», а также небольшая историческая справка об основании и становлении главного кремлевского храма, прошлом и настоящем Нижегородской земли, о героическом народном ополчении 1612 года и его роли в победе над польскими интервентами.

Работники музея выражают надежду, что информация оказалась полезной и интересной, и ждут Ваших предложений о том, какой экспонат нашей коллекции вы хотели бы видеть в рубрике «История одного предмета»!

Связаться с нами:

   Музей народного быта

 +7 (83162) 5-65-97

+7 (83162) 5-68-03

Электронная почта: semenmuseum@mail.ru

Наш адрес: г. Семенов ул.Чкалова,  д. 18 (на территории ЗАО "Хохломская Роспись")

 

Расположение

map mtc

Publish modules to the "offcanvas" position.