Музей города Семенов. Официальный сайт

Экспонат января: Ткацкий стан


Дом Семена ложкаря приглашает и взрослых, и детей заглянуть в историю и познакомиться с одним из самых важных предметов крестьянского быта – ткацким станом. Многим из людей современного мира, века информационных технологий, господством машин практически не знаком ручной труд. Порой молодое поколение не представляет, как выглядел процесс производства одежды, не знают о том, насколько это кропотливая работа, требующая много терпения, усидчивости и внимания.

Ткацкий стан называют по-разному: ткацкий стан, став, кросно. Ткань состоит из двух систем нитей, расположенных взаимно перпендикулярно, и задача станка – их переплести. За тысячи лет он множество раз изменялся, эволюционировал. Сначала использовали для изготовления ткани примитивные вертикальные рамки, потом появились ручные ткацкие станы. Многие спросят: «Почему именно «стан»? Откуда такое название?» У вертикальной рамки человек работал именно стоя. От слов «стать, «стоять» и произошло слово «стан»» Науке известно, что впервые изделия из хлопка, изготовленные на ткацком стане, появились в Индии в еще 3 веке до н.э. Ткачество считалось даром, посланным человеку богами. Почти у всех народов есть мифы и легенды, связанные с изготовлением тканей.


Еще сто лет назад Россия была домотканной. Почти в каждом деревенском доме стоял ткацкий стан, и каждая женщина была рукодельницей - пряла, ткала, вышивала. Мастерству ткачества девочек начинали обучать приблизительно с 10 лет. К моменту своего замужества девушка должна была сама наткать себе приданое. Как правило, на станке были две нитченки и две педали. Ткачиха сначала нажимала на одну подножку, и соединенные с ней нитченки шли вниз вместе с рядом нитей основы. Через образовавшийся между нитями зазор – "зев" – ткачиха пропускала челнок с уточной нитью, затем она нажимала на другую подножку, и вниз опускалась вторая нитченка с другим рядом нитей, а первая нитченка поднимался наверх. Опять между рядами нитей через "зев" пропускали челнок, а затем нити утка прибивались бердом, чтобы плотнее прижать их друг к другу и сделать полотно более прочным. Бердо представляло собой ряд тонких тросточек, в которые пропускали нити основы при заправке станка. Бердо помещали в набилки (деревянную раму) и подвешивали на планку к верхней части станины. Таким образом, ткань на ткацком станке образовывалась в результате переплетения нитей основы с нитями утка. Так ткали простое полотно, однако стан мог иметь большее число нитченок, и тогда на полотне можно было получить узоры. В нашей стране пользовались в основном горизонтальными станками, однако в южных губерниях иногда использовали вертикальные станки. На домашних станах ткали полотно изо льна, конопли или крапивы. Потом шили рубахи, юбки, порты. Красной нитью выводили узоры на полотенцах. Из старых заношенных ситцев ткали коврики и дорожки для избы (половики). По завершении длительного пятимесячного периода ткачества (ноябрь - март) в благодарность за помощь в церковь, к иконе святой Параскевы Пятницы ткачихи несли в дар свои работы: холсты, отрезы тканей, полотенца, чтобы и впредь не лишиться ее заступничества и покровительства.

 

Окунуться в мир русской женщины XIX века, почувствовать себя настоящей рукодельницей можно и сейчас, например, записаться на цикл мастер-классов по заправке ткацкого стана или посетить выставку ткацких набилок «Все набилки хороши» в Музее народного быта «Дом Семена ложкаря» в январе-феврале 2015.

Справки по телефону: 8 (83162) 5-65-97

Экспонат декабря: Долговые бирки

В нашей современной жизни есть много старинных выражений, присказок, поговорок, пословиц, и как столетия тому назад и сегодня многие люди верят в эти приметы и прочие суеверия. Причиной этому является, видимо, то, что мало кто из нас задумывается над историей их происхождения. 
В нашем музее хранятся удивительные по-своему применению вещи, они иногда настолько незаметны и «несмотрибельны», что многие посетители, проходя мимо, не обращают на них никого внимания, хотя и не заслуженно. И сегодня продолжая цикл статей об истории одного предмета, мне бы хотелось рассказать об уникальном экспонате - «бирки о долгах и повинностях» и связанным с ними выражением «заруби себе на носу». 
Какая же связь между бирками и процессом запоминания? А самая прямая! Выражение «зарубить на носу» означает запомнить раз и навсегда, запомнить крепко-накрепко, а бирка - это деревянная палочка, которую везде носили с собой, и на ней ножом наносились насечки (зарубки) различной формы, чтобы не забыть о важных делах. Кроме бирок "для записи на память", широкое распространение получили так называемые "долговые бирки". На такую бирку зарубками наносилась величина долга, затем бирка раскладывалась так, чтобы раскол шел по зарубкам. Одна половина бирки оставалась у должника, другая – у кредитора. В момент расчета обе половинки складывались, зарубки при этом должны были совпадать. По зарубкам на обеих частях и велся счет уплаты налога или долга. Если долг отдавался частями, то зарубки с обеих половинок бирки срезались постепенно, по мере расплаты. По своей форме бирка напоминает нос, отсюда и выражение – «заруби себе на носу», т.е. сделай зарубки на бирке.

  

Простейшие деревянные долговые бирки

Бирки, хранящиеся в нашем музее, принадлежали крестьянам деревни Хвостиково Семеновского уезда и как раз использовались для сбора податей и налогов. Для Историко-художественного музея «носики» составляют большую гордость, ведь ничего подобного нельзя найти ни в одном другом музее Нижегородской области, можно сказать, это единичный, очень редкий экспонат.
При всем выше сказанном, бирка ещё является простейшим и первым искусственным счетным прибором. Вначале они служили для фиксации на память тех или иных чисел. Таким образом вели счет дням, количеству собранного урожая и т.п. Для различных целей существовали разные бирки и формы зарубок.
Древнейший пример пользования бирками приходится на эпоху палеолита. Первая подобная вещь была обнаружена при раскопках в 1937 г. в Вестонице (Моравия) и представляла из себя лучевую кость молодого волка длиной около 17 сантиметров с 55 глубокими зарубками. Первые двадцать пять зарубок размещены группами по пять, за ними идет зарубка двойной длины, заканчивающая этот ряд, а затем с новой зарубкой двойной длины начинается новый ряд из зарубок. 

  
Во время своего существования бирки применялись в самых различных случаях. Так, в 1763 г. в Эстонии были учреждены государственные сельскохозяйственные склады, из которых можно было брать в долг сельскохозяйственные продукты, причем наряду с расписками были узаконены и бирки.
В Сибири в связи с открытием хлебозапасных магазинов в 1805 г. получили широкое распространение так называемые "хлебные бирки". В XIX веке во многих районах, входящих в состав современной Сербии и Черногории (и стран, входивших в нее ранее), подати вносились бирками. В Швейцарии в это же время были в употреблении так называемые "водяные бирки". Крестьяне проводили себе воду из горных потоков для орошения. Для регулирования расхода воды и служили "водяные бирки" - на них отмечалось время пользования водой. У английских стрелков при помощи бирок регулировалось несение пограничной службы. У забайкальских казаков бирки имели значение различных отчетных документов. Еще в 30 гг. XX века в Польше употреблялись счеты в виде зарубок на палках – карбов (отсюда украинское слово к а р б о в а н е ц ). Таких примеров можно привести много. Все это свидетельствует о чрезвычайно широком распространении бирок.

 

 

Примеры бирок разных стран

Среди разнообразных типов бирок выделяется особая группа – счетные бирки. Простейшие счетные бирки представляли собой аккуратные палочки с 10 и 12 простыми зарубками. При помощи таких зарубок удобно было считать не только в пределах первого десятка или дюжины, но и десятками (дюжинами). Простейшие счетные бирки встречались при раскопках в Новгороде, а также были обнаружены в Тюменской области, в Красноярском крае, в Эстонии и других местах.
Бирки представляют интерес как материальное свидетельство истории развития счета и записи его результатов. Они являлись не только документом, на котором записывались те или иные данные, но и своеобразным счетным прибором с разработанными правилами вычислений.
Хотя бирку и можно отнести к счетным приборам, но все же арифметические операции при помощи бирок производить было неудобно, поэтому бирки как счетные приборы в обиходе встречались редко, в то время как долговыми, пастушескими и другими видами бирок широко пользовались еще в начале XX века.
"Срезать кого-то с бирки" - кончить с ним счет, простить долг безнадежному, несостоятельному должнику: это у простых людей считалось угрозой, поношением. Понятие чести у крестьян непременно соединялось с сознанием честного выполнения своего долга в труде, в исполнении взятых на себя обязательств. Оно включало также правдивость и умение держать слово, особенно ценилось в сделках, которые крестьяне заключали между собой без письменных документов. Не случайно о договоре, заключённом на словах, говорили, что он заключён «на совесть». По договору («ряду» - отсюда, как видим, и наш порядочный человек - это тот, кто живёт по ряду) нужно было делать всё беспрекословно. Не исполнить данного слова, обещания у крестьян считалось за грех и за стыд. «Я тебе это нарублю или насеку, нарежу на бирку, или наруби ты это себе на бирку; помни, а я не прощу. Ты у меня еще на бирке зарублен. Ты у меня давно на бирке. Корабли за морем, а бирка (долговая) у соседа, долг вернее прибытка». Такие слова могли звучать в адрес заемщика, который не мог или не хотел отдавать долги, а это уже было для него чревато, после таких слов с ним мало кто захотел бы иметь дело.

  

Английские долговые бирки

В монографии С.В. Пахмана "Обычное гражданское право в России (юридические очерки)", написанной по материалам комиссии по преобразованию волостных судов (а волостным судам официально предписывалось руководствоваться местными обычаями при разрешении тяжб и споров между крестьянами), есть следующие сведения: "Говоря о бирках, мы заметили, что при уплате долга по частям с бирки срезаются соответствующие количеству уплаты знаки, а при полной уплате уничтожается и самая бирка. Но подобно тому, как уничтожение самим кредитором долгового документа не всегда свидетельствует о действительном получении платежа, срезание с бирки или уничтожение ее, хотя по форме и служит доказательством прекращения обязательства, но делается иногда и при неисправности должника и притом не в услугу ему, а в наказание: коль скоро кредитор "срежет" должника с бирки или переломит ее, то этим лишает его доверия в глазах всего общества: поэтому одна угроза "срезать с бирки" служит уже достаточным ручательством исправности"...

  

Долговые бирки на ручке 

Вот такие интересные вещи есть в нашем музее! Изучайте историю крылатых выражений и народных высказываний - и вам откроется много интересных деталей, связанных с бытом и обычаями наших предков, ведь нам, современным людям, есть чему поучиться у людей «прошлого» - чести, мужеству, отваге и добропорядочности.

Справки по телефону: 8 (83162) 5-19-30; 5-27-61

Экспонат ноября: Сани-розвальни

Из истории саней...

  

Сани были древнейшей повозкой, развившейся из первоначальной волокуши и употреблявшейся не только в странах северных, но и в южных, например, в Египте. Многие народы, знавшие уже колёсную повозку, по обычаю пользовались санями в похоронном обряде  (Древний Египет, Древняя Русь и др.). В допетровской Руси вследствие неудовлетворительности дорог и улиц, а также сравнительной дешевизны саней они были наиболее распространёнными даже в летнее время. В болотистых и лесистых местах Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Костромской губерний сани употреблялись летом до начала XX века.

  

В Древней Руси езда на санях считалась более почётной, чем на колёсах, отчего сани употреблялись при всех торжественных случаях, особенно высшими духовными лицами, предпочитавшими их и летом до конца XVII века. Старинные сани имели вид лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика, суживающегося спереди, в котором можно было лежать. В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой сидел кучер. У знатных бояр и особенно у великих князей и царей сани отличались богатым убранством; царские сани могли стоить 200—300 руб. Ездили в них обыкновенно по одному, редко по два человека, но, например, при выездах царя Алексея Михайловича в сани стоя помещалось два боярина на запятках и два стольника у царских ног, на специально сделанных уступах («полках»).

  

Женские сани, одинаковые по форме с мужскими, были немного шире и снабжались по сторонам жердями, на которые навешивалось сукно; таким образом сани закрывались и сверху, и с боков. Особенное значение в смысле обрядности придавали саням при бракосочетании и при похоронах. В первом случае для невесты предлагались самые нарядные сани, покрытые атласом, бархатом, богатыми коврами, причём соответственно украшалась и упряжь. Невеста ехала в церковь со свахами, державшими над нею соболей, а из церкви — с женихом.

Особенности эксплуатации саней-розвальней

В старину сани собирались без гвоздей с помощью распоров и пеньковой веревки. Самое главное для саней — малый вес. Сани-розвальни бывают двухместные, четырехместные и шестиместные. Основным конструктивным элементом саней служит несущая рама, устанавливаемая на полозья, обычно изготовляемые из березы. Полозья изготавливаются по старинному рецепту. Сначала заготавливается древесина березы, когда она дает сок, береза распаривается в кипятке и ее изгибают для полозьев. Перед зимой полозья для лучшего скольжения обрабатываются собольим или норковым жиром. В старину зажиточные крестьяне оббивали полозья металлической лентой, в современных моделях полозья отделывают пластиком, наподобие горных лыж с металлическим кантом по краям. Хранить такие сани летом необходимо перевернутыми, в сухом и прохладном месте в диапазоне температур от 0 до 10°С. При более высоких температурах сани рассыхаются. 

В современном мире не так просто встретить сани на улицах города, но ни одно праздничное новогоднее гуляние без них не обходится. Зато в Музее народного быта «Дом Семёна ложкаря» вы сможете увидеть уникальные старинные сани-розвальни, испокон веков служившие русскому человеку.

 Ждем вас ежедневно с 10 до 17, в субботу и воскресенье с 10 до 13.
Спарвки по телефону: 8 (83162) 5-65-97

 По материалам сайта 38a.ru

Экспонат октября: Сундук

 Из истории сундука...

Сундук. Зачем и откуда он к нам пришел?

Говорят, что от сундука пошла вся прочая мебель. При раскопках в Египте найдены первые предметы мебели, среди которых были и сундуки. Вещи относятся к 3 в. до н. э. А практичные греки стали использовать сундуки не только как лари для хранения вещей, а еще и как лежанки и скамьи. (Заметьте, что в наших кухонных гарнитурах просматривается греческий профиль: под крышкой диванчика пространство, в котором можно припасы или лишнюю посуду держать). Сундук настолько простая и практичная вещь, что изобретение и распространение его шло не обычным путем, по цепочке, из одной страны в другую. Можно сказать, что он внедрился везде и сразу. Все люди изначально где-то складировали и как-то перевозили свое имущество: если на ослике, то в мешках, на повозке – в сундуках, в более поздних видах транспорта – в чемоданах и сумках. Сундук-чемодан даже повернули в вертикаль и поставили на колесики. Хранение вещей в жилище прошло подобный путь: из мешка переложили в ларь-сундук, а сундук, постоянно росший из-за обилия вещей вверх, превратился в шкаф. Пусть сундук и родился где-то за далекими морями, у нас он считается исконно русской утварью. Миру были известны русские, макарьевские сундучники. Утварь эту делали из дерева, как на гвоздях, так и без них – на шипах, встык или на клее. Собственно говоря, ничего не изменилось и через века. Сундуки схожи по своей конструкции. А вот декор! Кованое железо, вставки из других пород дерева, обтяжка как внутри, так и снаружи тканью, кожей…

На первое место по декору дизайнеры ставят занзибарские сундуки – из-за изысканной резьбы восточноафриканских мотивов. Дизайнеры не считают сундук пережитком прошлого, наоборот, утверждают, что этот предмет мебели способен стать стилеобразующим элементом квартиры. А если он еще наполнен бабушкиными кружевами и вышивками! Решимся ли мы поставить сундук в современной квартире? Но вот в особняке или на даче – запросто! «Строительство» сундуков и чемоданов было не только средством заработка, но и хобби. Например, Дмитрий Менделеев, будучи уже знаменитым химиком, подолгу корпел над изготовлением чемоданов. Известен случай, когда на вопрос о нем – кто этот господин, выбирающий в лавке материал для чемоданов, последовал ответ хозяина: «О, это известный чемоданных дел мастер Менделеев!» С сундуком связаны некоторые современные профессии. До костюмеров и реквизиторов была профессия укладчиков одежды в сундуки. Одним из них был француз Луи Виттон, который умел укладывать одежду так, что на ней потом не было ни единой складочки. Творческие задатки помогли ему стать основателем фирмы под собственным именем, за продукцией которой и сегодня гоняются модницы всего света: из неудобных для путешествия на поездах и пароходах сундуков он сделал чемоданы, дорожные сумки. Луи Виттону заказывали даже чемоданы со встроенной кроватью, чемоданы, в которых можно транспортировать инвентарь для различных игр, чемоданы-столики для чаепития. Охотников попутешествовать во все времена было много: с котомкой за плечом автостопом или с содержимым трех книжных шкафов, кроме одежды и прочих вещей.

Сундук всегда содержал какую-то тайну. Там хранились фотографии, документы, дорогие сердцу вещицы, разглядывание которых было приурочено к дате, например, письма с войны, ордена и медали. В сундук прятали сюрпризики для детей в виде парочки конфет. И сейчас дивен сундук – памятью о временах, о людях…

По материалам сайта : www.shkolazhizni.ru

Сундук символ Х фестиваля «Золотая хохлома»

Символ Х Всероссийского фестиваля «Золотая хохлома» был выставлен на площади Ленина на всеобщее обозрение. Сундук был  доверху  наполнен хохломскими изделиями и украшениями. На данный момент сундук можно увидеть, посетив музей народного быта «Дом Семёна ложкаря». На улице Чкалова, д.18 на территория фабрики ЗАО «Хохломская роспись». Также в коллекции музея имеется несколько старинных русских сундуков, служивших когда-то украшением крестьянского интерьера.


Справки по телефону: 8 (83162) 5-65-97
 

Экспонат сентября: Самовар

Из истории самовара...

Среди водонагревательных приборов особое место занимает самовар - русская чайная машина, как её называли в Западной Европе. Слово "самовар" перешло от нас почти во все языки мира. Происхождение этого слова теперь не всем понятно, поскольку сочетание "сам варит" в соединении со словом "вода" кажется неправильным. Но всего лишь сто лет назад слово "варить" употреблялось не только в отношении еды (варить суп, рыбу), но и применительно к воде, наравне со словом "кипятить". Более того, в самоварах не только кипятили воду, но и варили пищу и сбитни.

   

Сбитенник - русский предшественник самовара

Первые упоминания о самоварном производстве и о самоварах относятся к 1745 году. Упрочившийся в русском быту к середине XVIII века обычай употреблять чай и кофе способствовал более широкому распространению, наряду с традиционной русской посудой (братинами, ендовами, ковшами), новой посуды и водонагревательных устройств - чайников, кофейников и самоваров.
Как и у большинства других изобретений, у самовара были свои предшественники. Прежде всего это китайские хо-го, которые, как и самовары, имеют трубу и поддувало.
Но, в отличие от самовара, в хо-го издревле подавали (а не варили) бульоны и супы, а поэтому и краны у них не делали. Чай же и поныне китайцы заваривают в чашках или чайниках с решеткой.
В Древнем Риме пользовались для подогрева воды и варки пищи сосудами двух типов. Первый тип - автепса. Делали его в виде четырехугольной площадки с обнесенной двойной стенкой. Между стенками наливали воду, а на площадке в середине разводили огонь. Так подогревали воду для добавления в вино. Над площадкой устраивали треножник для подогрева или варки пищи. Второй тип - сосуды в виде вазы с краном, но без трубы и поддувала.
Первые самовары и внешне и по-своему устройству были похожи на английские так называемые "чайные урны" или "чайные сосуды", которые служили для кипячения воды и использовались в Англии в 1740-1770-е годы. К концу XVIII века самовар уже имел все отличительные конструктивно-функциональные особенности, необходимые для нагревания воды, которые привычны сейчас. Это позволяет считать самовар сугубо национальным русским изделием.

 

На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями вкуса. Сначала они носили отпечаток стиля рококо, потом тяготели к ампиру, а в конце своего существования не избежали влияния модерна. Но "внутреннее содержание" оставалось традиционным. Правда, в конце XIX века появился самовар керосиновый, а фабрика братьев Черниковых наладила производство самоваров с боковой трубой, что усиливало движение воздуха и ускоряло процесс кипения.
Самовары вошли в каждый дом, стали характерной чертой русского быта. Поэт Борис Садовской в предисловии к сборнику "Самовар" писал: "Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: .. Вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно ".
Накануне Отечественной войны 1812 года самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина, находившийся в Московской губернии. Он вырабатывал в год их около 3000 штук, но к 1820-м годам всё большую роль в самоварном производстве стала играть Тула, которую называли самоварной столицей.
Конструкция самовара довольно сложна. Внутри расположена жаровня в виде трубы - "кувшин". Внизу под "кувшином" для усиления тяги делается поддувало. Резервуар самовара-вазы снабжен наверху ободком, на который кольцом опирается крышка. На крышке делаются две "шишки" -хватки и паровички - это маленькие поворотные крышечки на отверстиях для выхода пара.
Тулово-ваза опирается на поддон или ножки. "Кувшин" (жаровня) сверху закрывается колпачком и снабжается конфоркой для установки заварного чайника. Для слива воды служит кран с ключом-вертком. Вертки делаются разнообразной формы, некоторые из них очень затейливы и сложны в исполнении.
Очень разнообразны профили фигурных отверстий (фистонов) на поддувалах и конфорках. Самыми важными декоративными элементами всей композиции являлись репеек, ручки и ножки. Ножки делались шарообразные, в виде львиных лап, птичьих ножек и т. д.
Большим преимуществом самовара явилось то, что в нем жаровая труба помещена внутри резервуара и окружена со всех сторон водой. Поэтому теплопотери малы, а коэффициент полезного действия очень высок.
Самоварные мастера придумали приставную трубу, которую можно надевать на верх топочной трубы. Вначале появились чайники, сохранявшие форму сферической приземистой столовой и кухонной посуды, затем их снабдили поддувалом и топочной трубой, не меняя прежней формы.
Благодаря своей форме, усиливающей резонанс, самовар обладает способностью издавать звуки, точно передающие состояние кипящей воды: на первой стадии самовар "поет", на второй "шумит", на третьей "бурлит". Так как разогревание самовара происходит медленно, то по звуку оченъ удобно улавливать скоротечную вторую стадию кипячения.
Более того, самовар - не просто кипятильник. Он ещё и химический реактор - смягчитель жесткой воды, что очень важно, так как чай, заваренный в жесткой воде, невкусен. При кипячении жесткость снижается, так как образовавшиеся нерастворимые карбонаты (накипь) откладываются на стенках трубы и корпуса (тулова), а основная часть их оседает на дно. Правда, со временем эффективность реакции из-за этого уменыпается, так что накипь необходимо удалять.
Примечательно, что самоварных дел мастера никогда не делают кран у самого дна, а всегда несколько выше, для того чтобы осевшая накипь не попадала в приготавливаемый напиток.
XIX век - "золотой век" самоварного дела в России. Каждая фабрика старалась придумать свой, непохожий на другие самовар. Отсюда такое разнообразие самоварных форм: конические, гладкие, граненые, шарообразные, в стиле "неогрек", воспроизводившем античные формы амфор. Крайне разнообразны были размеры и емкости самоваров: от стакана до двадцати литров. В конце ХIХ-начале ХХ века самовары имели самые различные обиходные названия, указывающие на форму изделия: "банка", "рюмка", "ваза", "желудь", "дуля", "репка", "пасхальное яйцо", "пламя "и т. д. 

 
Чаепитие с самоваром

Одновременно шли поиски универсального использования самоваров: создавались самовары-кофейники, самовары-кухни, домашние самовары, дорожные и т.д.
Однако большинство из них не получило распространения, и в XX веке стали использовать лишь самовары для кипячения воды и подачи к чайному столу. Жизненными оказались три типичные формы самоваров: цилиндрическая, коническая (типа вазы) и сферическая приплюснутая (типа репки). При этом разнообразными стали конструкции кранов, ручек, ножек, конфорок.
В это время частым спутником самовара становится бульотка (от французского bonillir - кипеть) - небольшой сосуд на подставке со спиртовкой. Бульотка обычно ставилась на стол, наполненная горячей водой. При помощи спиртовки вода поддерживалась в состоянии кипения, пока не закипал заново залитый холодной водой самовар.
Как разводить и чем топить жаровой самовар? Лучшее топливо для него - древесный уголь, сухие чурки и щепки, сосновые шишки. Следует помнить, однако, что в сухих сосновых шишках много смолы, которая может попасть в воду. Ни в коем случае нельзя в качестве топлива применять керосин.
При малом расходе топлива вода в самоваре закипает быстро, кроме того, самовар долго сохраняет тепло и не требует сложного ухода. Емкость современных жаровых самоваров колеблется от 4,5 до 7 л. Время закипания воды не превышает 30 мин. Разжигать топливо в самоваре можно только предварительно наполнив резервуар водой.
Наибольшего развития самоварное производство в России достигло в 1912-1913 годах, когда ежегодно только в Туле их выпускали 660 тысяч штук. Первая мировая война приостановила выпуск самоваров, который возобновился только после окончания гражданской войны.
В советское время стали изготавливаться как жаровые, так и электрические самовары. Выпускаются они и в наши дни. Электрические самовары - это лжесамовары. Они ничего общего не имеют с настоящим русским жаровым самоваром. Электрический самовар - это по существу тот же электрочайник, имеющий форму традиционного жарового самовара. Он представляет собой металлический корпус, внутренняя часть которого служит резервуаром для воды. Внутри резервуара расположена металлическая трубка с нагревательным элементом. А изобретение электронагревательного прибора - чайника относится к 1894 году, когда в Лондоне поступили в продажу первые его образцы. Но это уже совсем другая история...

По материалам "Книги о чае".
"Русич", Смоленск, 1997, сост. Ю.Г.Иванов.

Самовар символ XI фестиваля "Золотая Хохлома"

Автор идеи - Мясников С.Я.
Реализация проекта - Устюжанинов Михаил
Роспись - художницы "Творческой лаборатории" ЗАО "Хохломская Роспись"

Русский самовар стал символом XI Международного фестиваля народных художественных промыслов. По сути, это все тот же хорошо знаокмый нам электорический прибор, виртуозно заключенный в деревянную оболочку и мастерски расписанных художницами творческой лаборатории ЗАО "Хохломская роспись". Увидеть чудо-вещь можно ежедневно в холле второго этажа МТЦ "Золотая Хохлома" по адресу ул. Чкалова, д. 18В.

Справки по телефону: 8 (83162) 5-61-41

Экспонат месяца!

4 ноября - День народного единства – наиболее значимый праздник текущего месяца. Эта тема уже была отмечена в одной из просветительских лекций семеновского Историко-Художественного музея «Единые духом - делом едины» в рамках недавнего мероприятия «Ночь искусств». И именно поэтому «главным» экспонатом ноября в Музее хохломы было решено выбрать произведение, имеющее непосредственное отношение к знаменательной дате.

Вашему вниманию предлагается подробная информация о создании ковша «Герб Российской Федерации с собором Михаила Архангела», а также небольшая историческая справка об основании и становлении главного кремлевского храма, прошлом и настоящем Нижегородской земли, о героическом народном ополчении 1612 года и его роли в победе над польскими интервентами.

Работники музея выражают надежду, что информация оказалась полезной и интересной, и ждут Ваших предложений о том, какой экспонат нашей коллекции вы хотели бы видеть в рубрике «История одного предмета»!


Поделиться:      

Счетчики

Яндекс.Метрика

Связаться с нами:

   Музей народного быта

 +7 (83162) 5-65-97

+7 (83162) 5-68-03

Электронная почта: semenmuseum@mail.ru

Наш адрес: г. Семенов ул.Чкалова,  д. 18 (на территории ЗАО "Хохломская Роспись")

 

Расположение

map mtc