«Покров, покров, покрой землю снежком, а меня, молоду, удалым женишком!», - приговаривали девушки в старину. С Покрова начинались сборы молодежи – посиделки, вечерки. В Семеновском уезде такие собрания проходили чаще с ноября и до Масленицы и назывались беседки. Осенние работы по уборке урожая были закончены, и молодежь собиралась каждый день по вечерам в избе на будничные или праздничные посиделки.
В Нижегородском крае для будничных посиделок дом откупали только девушки. В счет платы за откупной дом шли деньги или продукты в складчину. Кроме того, девушки могли оказывать помощь хозяйке по дому, прежде всего в прядении. Подружки прибирали дом и украшали его полотенцами, картинками, газетами. Ходить на вечерки девочки начинали лет с 13-15. Дочерям-подросткам матери давали работу поденно – на каждый вечер и строго следили за выполнением «урока».
Девушки снимали со стен избы прялочные донца, украшенные на нижегородчине искусной резьбой или городецкой и хохломской росписью, вставляли гребень, с которого пряли березовыми веретенцами льняную кудель в нити. На время жатвы, в период, когда рукодельные работы откладывались, гребень снимался с донца, и донце превращалось в своеобразное декоративное панно, которым украшали стену избы. Некоторые девицы вышивали на пяльцах полотенца, платочки, рубахи, кто-то вязал варежки, носки из шерсти.
Парни приходили просто погулять, встретиться со своей девушкой. Если девушка была из соседней деревни, то приглашали с собой товарищей. Старшая молодежь ходила по деревне с пением частушек под гармонь, а младшие и средние так открыто заявлять о себе не имели право: «младшие только пряли и пели, а к остальным уж и парни ходили». Во время беседы родители девушки или хозяева дома, принимавшие беседу, оставались в избе с молодежью.
Они сидели в упечи или лежали на полатях, наблюдая за происходившим. Родители, как правило, вполне благосклонно относились к таким сходкам, таков был обычай: посиделки способствовали замужеству. Ухаживание включало игровые моменты, забавы, танцы с песнями, которые были ориентированы на создание брачных пар. Завершающая посиделки хороводная игра с целованием в семеновском крае так и называлась «жениться».
В другой популярной в то время игре «в голубки» или «в соседа» целующихся на скамье накрывали шалью, если они оборачивались в одну сторону при команде присутствующих. Повсеместно на посиделках были распространены игры с песнями. Посиделочные песни в Семеновском уезде назывались «ходовыми». Игры сводились к выбору пары, к хождению парой по избе и к поцелую в конце хождения.
С начала XX в. популярны стали местные пляски под гармонь (кадриль, дробушечки, сормач). Под влиянием городской культуры в сельские молодежные развлечения пришли игры типа «в амуры», «в фанты». Жительница д. Олониха Сафронова Н. Ф. помнит, что они с подружками,13-летними девчушками, ходили по деревне за старшей компанией, в которой под гармонь напевались подобные припевки:
«Наша маленькая шаечка, гуляй, гуляй, гуляй,
Нашу маленькую шаечку никто не задевай,
Наша маленькая шаечка, шали, шали, шали,
Нашу маленькую шаечку никто не шевели...»
Хотелось бы вам узнать больше о прошлом нашего удивительного края, о том, как и чем жили наши предки «кержаки»? Какие обычаи бытовали, чем славны мастера-умельцы лесной стороны? Тогда посетите музей народного быта «Дом Семена ложкаря». Узнаете много нового и интересного. В музее всегда можно заказать экскурсии, программы, посетить выставки и лекции.
В осенний период для детей дошкольного и младшего школьного возраста сотрудники музея рады предложить:
Лекции:
- «Хлеб - всему голова» (знакомство детей с этапами выращивания и приготовления хлеба в XIX в., с обычаями и традициями русского народа, мастер-класс по изготовлению крендельков из теста детьми);
- «Как рубашка в поле выросла» (знакомство с техникой обработки льна ,с появлением льняных нитей и тканей. Использование игровых моментов и практических навыков).
Программы:
- «Путешествие в страну Фольклорию» (интерактивная программа, где сказочные герои с помощью увлекательных заданий, знакомят детей с жанрами устного народного творчества);
- «Пророк Наум, наведи на ум!» (интегрированная программа к началу учебного года, посвященная истории обучения детей грамоте и счету в XIX веке);
- «Осенины-именины» (театрализованная программа для чествования летних и осенних ребят-именинников; народные забавы и игры).
Интерактивные программы для разновозрастной аудитории:
- «Параскева Пятница» (программа по сохранению народных традиций и популяризации женских ремесел; прядение нитей из льняной кудели, обучение ткацкому мастерству);
- «Рушничок на счастье вышитый или полотенце длиною в жизнь» (программа с элементами фольклора о многообразии видов и способах применения полотенец в обрядах и традициях русского народа.).
Постоянно действующие программы в течение года:
- «У Семеновны в гостях» (интерактивная программа, включающая в себя встречу гостей хозяюшкой с караваем, рассказ о быте и жизненном укладе зажиточного крестьянина-ремесленника конца XIX в. ,исполнение семеновской кадрили участниками программы и народные игрыдля них);
- «В гостях у Семена ложкаря» (театрализованная программа удивит гостей угощением караваем и напитками от хозяев дома, ритмичным танцем с ложками и русскими забавами. Хозяин Семен покажет выделку ложки, а хозяйка Екатерина научит ткацкому мастерству).
В музее также можно заказать следующие мастер-классы:
- плетение пояска;
- роспись ложки;
- валяние валеночка;
- изготовление обереговой куклы.
Заявки принимаются по тел.: 5-61-41, 5-65-97