Музей города Семенов. Официальный сайт

Поздравляем с праздником Пасхи!

1

Пасхальные традиции Нижегородского края

Нет праздника более торжественного, более радостного, чем светлое Христово Воскресение!

Празднование Пасхи сопряжено с большим количеством традиций. В старину, после Великого поста, начинали разговляться. Первое пасхальное застолье представляло собой чисто семейную трапезу. На столе появлялась белоснежная скатерть. Праздничный стол украшался яйцами, пасхой и куличами из сдобного теста, освященными накануне в церкви. Каждое пасхальное блюдо имеет свой символический смысл. Кулич символизирует изображение Христа. Сырная пасха имеет форму усеченной пирамиды, символизирующей гроб, в котором совершилось величайшее чудо Воскресения Господня. Поэтому на верхней стороне, как и на куличе, должны быть буквы «ХВ», означающие «Христос Воскресе!». Главный символ праздника - крашеное яйцо - напоминал мир, обагренный кровью спасителя человечества. Обычай дарить в этот день друг другу крашеные яйца связан с легендой о том, как Мария Магдалина преподнесла императору Тиберию яйцо в знак того, что Иисус Христос воскрес. Он сказал, что это невозможно, точно так же, как яйцо не может из белого внезапно стать красным, и яйцо вмиг покраснело. С тех пор верующие на Пасху красят яйца в красный цвет. Приветствовать друг друга в этот день принято фразой «Христос воскресе!», на которую обычно отвечают: «Воистину воскресе!», трижды целуются и обмениваются яйцами.

Любимой пасхальной забавой у русских было катание яиц. Их катали с бугорка или делали специальные наклонные лоточки. Когда катившееся яйцо ударялось о чье-нибудь из лежащих на земле, играющий забирал это яйцо себе. Стукали одним яйцом о другое, и тот, чье яйцо разбивалось, отдавал его выигравшему. Повсюду сооружались качели. Весенние гуляния получили в народе название Красная горка.

Пасхальные обычаи в Нижегородском крае по содержанию не отличались от общерусского типа. Повсеместно распространено было представление о том, что в Пасху солнце ведет себя по-особому. Наблюдать игру солнца выходили специально на рассвете, выводили смотреть детей, как «солнце играет, разные цвета показывает, меняется, как радуга…» «колышется», «прискакивает», «перекатывается» .Мотивируется игра солнца тем, что оно «радуется» Христову воскрешению. В тоже время игра может быть разной степени интенсивности, и по ней пытались прогнозировать погоду: «Если в Пасху яркий день, то до Радожного воскресенья будет солнце. Если в плохой день – каждое воскресенье до Троицы будет плохим». Чаще прогноз относился ко всему лету: «Хорошо играет - хорошее лето» (Тоншаевский р-н).

Как и повсюду у русских, на Пасху красят яйца, христосоваются, обходят дома и собирают яйца, устраивают игры с ними. Яйца было принято красить в луковой шелухе: «в луковошных перьях – они красные!». После пасхальной службы освященным яйцом разговлялись, причем съедали от одного яйца по кусочку все члены семьи. Хозяин говорил: «Христос воскрес!», только после этого начинали обедать (Дальнеконстантиновский р-н). Во многих районах яйцо должно было быть обязательно «четверговым» - «что в четверг курочка снесла», и ели его с «четвережной» солью. Несколько освященных яиц клали за иконы и хранили весь год.

Широко распространено поверье, что пасхальное яйцо спасает от пожара. В северных районах нашей губернии, если случался пожар, согласно поверью яйцо нужно было всего-навсего перекинуть через крышу дома или обойти с ним вокруг дома, и тогда огонь должен был обязательно утихнуть и не переходить на другие дома.

Крашеные яйца использовались в пасхальных развлечениях детей и молодежи. Дети ходили группами по домам «яйца сбирать», поздравляя хозяев с праздником, и получали, как вознаграждение, яйца. Распространенной пасхальной забавой детей до сих пор является забава «стукаться яйцами». Как дети, так и взрослые, яйца катали. В Нижегородском Поволжье игра «в кучки» была распространена повсеместно: водящий своим яйцом должен был попасть в чужое и в случае удачи забрать его себе. В Поочье изготавливали специальный мяч - «каток», сшитый из тряпок, и им сбивали яйца. Также мяч или яйца скатывали по деревянной горке или лотку, сделанному из луба. Иногда в одном селе было известно несколько вариантов игры, различавшихся степенью сложности. Выходили на высокий пригорок, с него катили яйцо. Пока яйцо катится, надо было сказать как можно больше раз: «Яичко спустится – горе отпустится», другие считали. Кто больше всех раз сказал, тому будет удача во всем целый год. А девушки  гадали на парней. Пока яйцо катится, надо было говорить: «Воскресенье Христово – пошли мне парня холостого». Яйца красили и катали с Пасхи вплоть до Троицы. Этот период получил название в южных районах Нижегородчины - «красильный мясоед», в северных - «яичный мясоед».

Известен в Нижегородском крае обычай в пасхальную ночь или утро стрелять из ружей. Стрельба должна была содействовать «оживлению застоявшейся без применения скоромной пищи «яйца, молочко разбивают» (Первомайский р-н), «чертей пугать» (Воскресенский р-н). В Семеновском районе «салютовали» не в самой деревне, а на кладбище. Таким необычным способом живые оповещали умерших (этот обряд называется «мертвых будить») о наступившем празднике.

Распространено возжигание огня накануне Пасхи в Поочье, жгли его  на горе, у церкви. Обычай класть яйца на колодцы в пасхальную ночь принят в Семёновском р-не (с. Поломное), в среде старообрядцев-беспоповцев. Яйца клали на место, где ставят вёдра. Клали столько, сколько хотели. Красили шелухой от лука. Бабушки шли молиться, клали яйца, а дети за ними собирали.

Молодежным развлечением были качели, их называли релями, козлами. После зимы их впервые ставили на Пасху. Если в старину раскачивание на качелях было магическим средством воздействия на рост хлебов, то в начале 20 в. в нижегородской деревне качание стало одним из видов «женихания» молодежи. Это сопровождалось «качальными приговорами». «Молоко или сметана?», - кричали те, кто катал. Девушка отвечала: «Молоко!» («Качать ее высоко!») или «Сметана!» («Качать сначала!»). Так раскачивали пока имя жениха не назовет (Сокольский р-н). В  Семеновском р-не с Пасхи начинались уличные игры в лапту, в «чушки» (городки).

Пасхальный  обрядовый комплекс включал также поминальные ритуалы. Почти во всех селениях ходили на кладбище в первые дни Пасхи и второй раз на Радуницу, обязательно приносили крашеные яйца и другую пасхальную еду, которую оставляли на могилах. Неоднократно упоминался обычай собирания детьми крашеных пасхальных яиц, конфет, пирогов и другого угощения, оставленного на могилах для усопших родственников, и в городской, но больше деревенской среде (Арзамасский р-он, Семёновский р-он).

 Познакомить детей с   традициями празднования Пасхи, а также поиграть в русские народные игры и забавы (катание яиц с лотка, городки, лапта) можно в музее народного быта «Дом Семена ложкаря» на интерактивной программе «Пасхальный подарок». Запись по тел.: 5-65-97, 5-61-41.

1

 

Деревянные пасочницы к. XIX в. в музее народного быта «Дом Семена ложкаря»

Выставка "Пространство радости"

                                                                           В чём радости источник наш?

                                                                         В чём смысл жизни нашей будет?

                                                                         Быть может в том, что ты отдашь

                                                                         Свой редкий дар на радость людям?

                                                                         Пожалуй, в творчестве он скрыт,

                                                                         В уменье видеть, слышать, помнить.

                                                                         И он для каждого открыт,

                                                                         Чтоб красотой наш мир наполнить!

Весна на дворе. Уже ярко светит солнце, появляются первые цветы, из своих укрытий выползают букашки, расправляют свои яркие крылья бабочки…. Воздух наполняется ароматами разнотравья.

25 апреля 2019 года в Музейно-туристическом центре «Золотая Хохлома» прошла презентация выставки нижегородского художника Светланы Васильевны Ворожейкиной «Пространство радости».

Быть творческим человеком - значит думать по-другому, действовать по-другому, прислушиваться к себе. Творчество помогает нам увлекаться окружающим миром, ценить его красоту, а также ценить и других людей. Поэтому творческие люди являются более добрыми и мудрыми. Таким человеком является Светлана Васильевна Ворожейкина. Она уникальный человек. Творческий дар - дар писать картины - у нее открылся с детских лет.

Она родилась в городе Адлер. Окончив Адлерскую художественную школу, поступила в Городецкое педагогическое училище на художественно-графический факультет. После получения диплома (чкаловский гипюр) училась на художественно-графическом факультете Чувашского Государственного педагогического института им. И.Я. Яковлева (руководитель диплома – народный художник России академик Российской академии художеств Р.Ф. Фёдоров). 

С 1997 года участница областных, региональных и всероссийских выставок, организуемых Союзом художников России. Её работы сочетают в себе необыкновенную сочность и точно подобранное изысканное цветовое наполнение, мастерство и оригинальность. Через акварели зрителю откроется богатый мир красок и чувств, приятных впечатлений и радостного настроения, созданный художником.

Своё особое восприятие и отношение к окружающему миру Светлана Васильевна реализует и через работу с детьми, учит их рисовать в творческих студиях и у себя в мастерской. Творчество дарит радость в любых его проявлениях. Кто-то сказал, что творчество  это проявление Бога в человеке. Наверное, именно поэтому оно столь безгранично и притягательно. Ловите момент и наслаждайтесь маленькими радостями жизни. Ищите больше поводов для радости, и со временем они станут неотъемлемой частью вашей жизни!

1

2

3

4

5

 

Национальный календарь событий

Международный фестиваль народных художественных промыслов "Золотая Хохлома" включен в реестр Национального календаря событий EventsInRussia.
В этом году фестиваль будет проходить целых два дня - 15 и 16 июня!
Не упустите возможность окунуться в мир исконных русский промыслов и познакомиться с самыми умелыми мастерами из разных уголков планеты!
Подробнее по ссылке: http://eventsinrussia.com/event/14515
 
1

Уже совсем скоро состоится самый весенний конкурс!!!

Уже совсем скоро!!!! 
ПРОЙДЕТ VII ОКРУЖНОЙ КОНКУРС 
"МАЛЕНЬКАЯ ПРИНЦЕССА 
"ЗОЛОТОЙ ХОХЛОМЫ"
Не пропустите!
Победительница 2016 года - Анна Вилкова

Пасхальные дни в музее для детей

Дети всегда верят в чудо и ждут его, как никто другой!

Впечатления с раннего детства остаются в течение всей жизни. Ощущение радости у ребенка приходит с игрой. А знакомство в музее с традициями празднования Пасхи в игровой форме приобщит детей к истокам народной культуры, привьет любовь и уважение к православным праздникам, русскому фольклору.

Музей народного быта «Дом Семена ложкаря» в дни светлой Пасхи с 29 апреля по 19  мая приглашает на интерактивную программу для детской аудитории «Пасхальный подарок».

•Театрализованная игра-квест

•Пасхальные традиции и обычаи

•Русские народные игры и забавы

Теплая дружественная атмосфера и хорошее настроение гарантируются!

Заявки по тел.:5-65-97; 5-61-41.

#СеменовРасписнойУютныйТвой#СтолицаЗолотойХохломы#ЗдесьЗдорово

2

Международный день освобождения узников нацистских концлагерей

11 апреля, во всем мире отмечается Международный день освобождения узников нацистских концлагерей. 
Эта дата связана с героическим восстанием 11 апреля 1945 года узников концлагеря Бухенвальд - одного из крупнейших концентрационных лагерей на территории Третьего рейха. 
Эта дата связана и с городом Семеновым, именно у нас жил один из руководителей подпольной организации Бухенвальда, организатор восстания, человек, который отдавал приказ на штурм, командир русского и чешского отрядов восставших – подполковник Советской армии Иван Иванович Смирнов. 
По прошествии лет он написал книгу «Бухенвальдский набат», в которой рассказал о том, как готовилось восстание, о том, через что пришлось пройти узникам этого лагеря. 
Название Бухенвальд c немецкого языка переводится как "буковый лес". Он начал работать в июле 1937 года недалеко от города Веймар, а к 1945 году имел уже 66 филиалов, наиболее крупные из которых были расположены на территории Германии. К февралю 1945 года Бухенвальд стал самым крупным лагерем смерти, за 8 лет через него прошло около 240 тысяч узников. 
О Бухенвальде, его подпольном движении, о восстании его узников написано много книг. Перечисление их заняло бы не один десяток страниц мелкого, убористого шрифта. Эти книги выходили в Праге, в Познани, в Вове, Берлине, Веймаре, Эрфурте, Амстердаме, Париже, Лондоне, Нью-Йорке, печатались на чешском, польском, немецком, голландском, французском, английском и других европейских языках. Эти книги выходили в Москве, Рязани, Иванове, Ростове-на-Дону, Новосибирске. Их писали бывшие заключенные Бухенвальда. 
И почти все эти книги уважительно называют имя немолодого уже в то время и известного всему лагерю, подполковника Советской Армии Ивана Ивановича Смирнова. 
А сам Иван Иванович Смирнов, поселился после войны в городе Семенове, где он нашел эвакуированных из-под Ленинграда жену и сыновей. Он вышел на пенсию и тихо жил на уединенной, окраинной улице имени Бориса Корнилова. Товарищи по заключению и подпольной борьбе много раз убеждали его, что он должен, просто обязан написать свои воспоминания, раздумья и наблюдения о Бухенвальде, что он имеет право сказать свое слово о тайнах горы Эттерсберг. Но только в марте 1963 года Иван Иванович решился приняться за этот труд, и тогда на бумагу легли первые наброски. Главная мысль, убеждение на протяжении всей книги, что человек может оставаться человеком в самых невыносимых условиях. 
В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Ивана Ивановича Смирнова, и 110 лет со дня рождения Щелокова Вениамина Михайловича, еще одного участника восстания в лагере Бухенвальд, жителя города Семенова. 
О Вениамине Михайловиче так же вспоминают в книгах. Во время восстания он руководил авторотой, он знал все марки автомобилей. Поэтому именно ему поручили создать роту и научить людей теоретически водить любую машину из тех, которые они видели в лагере. В книге «Бухенвальдский набат» Иван Иванович процесс обучения описывает так – «Где-то Геннадий (Вениамин) Щелоков со своими шоферами и танкистами изучают схемы немецких автомобилей, Валентин Логунов обеспечил их охрану. У ребят руки зудят – скорее бы взяться за баранку. Ведь все уже понятно, любая марка машины их не озадачит». 
 
Сейчас в историко-художественно музее, в преддверии великого праздника – Дня победы, монтируется выставка, посвященная юбилярам, участникам Великой Отечественной Войны. 
Давайте не будем забывать уроков войны, не повторять чужих ошибок ведущих к гибели миллионов. Вспомним узников концлагерей, всех тех, кто там побывал, и тех, кто остался там безвозвратно. 
#СеменовРасписнойУютныйТвой#СтолицаЗолотойХохломы#ЗдесьЗдорово#Международный день освобождения узников нацистских концлагерей
 
 
 
 
 

Нижегородский традиционный костюм

 10 апреля прошел II научно-практический семинар: "Нижегородский традиционный костюм: опыт изучения и реконструкции". Семинар проводился архитектурно-этнографическим музеем-заповедником «Щелковский хутор» на базе национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. 
  Основные темы докладов были посвящены изучению костюма Нижегородского края по археологическим и этнографическим источникам, особенностям реконструкции нижегородского костюмного комплекса, обрядовой функции одежды и опыту воспроизведения и создания реплик. 
  На семинаре выступали яркие представители своего дела - исследователи традиционного костюма, научные сотрудники музеев, специалисты, педагоги, среди которых:
  - Ольга Ивановна Александрова  специалист-этнограф отдела древних и традиционных культур музея ННГУ им. Н.И. Лобачевского, научный сотрудник ГБУК НО НГИАМЗ, научный сотрудник МАУК АЭМЗ «Щелковский хутор»; 
  - Вера Александровна Игонина – мастер золотного шитья, член Союза художников России, с 1997 года руководитель Народного коллектива «Клуб Ивушка», преподаватель курсов золотого, лоскутного и лицевого шитья, традиционной куклы и народного костюма; 
  - Валькова Татьяна Робертовна – исследователь традиционного костюма, руководитель студии традиционного костюма «Русские начала», лауреат Премии Правительства РФ «Душа России». 
  Всего были представлены исследования 19 выступающих, которые поделились своим опытом научно-практической работы с костюмом Нижегородского края. 
 На семинаре присутствовали и сотрудники МБУК "Историко-художественный музей": заместитель директора по научной работе Яшина Анастасия Сергеевна, ведущий научный сотрудник отдела «Музей народных ремесел» Алмазова Маргарита Владимировна и старший научный сотрудник отдела народного быта и промыслов «Дом Семёна ложкаря» Нигматуллина Юлия Николаевна. 
  Юлия Николаевна и Маргарита Владимировна выступили с докладами о костюмах керженского края. Маргарита Владимировна подробно рассказала о моленной атрибутике старообрядцев – подрушниках и лестовках. Юлия Николаевна посвятила свой доклад обзору коллекций народного костюма, которые хранятся в фондах музея: мужским рубахам-косовороткам, женским рубахам-станушкам, головным уборам, платкам и полным комплексам костюма семёновского края. 

  К сожалению, костюм севера Нижегородской области, а в особенности Семеновского уезда, изучен очень мало. В связи с этим изучение особенностей шитья и кроя костюма нашего края особенно актуально. Для этого необходимо, чтобы коллекция народного костюма в музее пополнялась.

  Уважаемые семеновцы, если у вас хранятся элементы народного костюма (женские и мужские рубахи, кофты, сарафаны, платки, девичьи ленты и пр.) как реликвия, память о родных, и вы не хотите сдавать их в музей, просим вас предоставить возможность музейным специалистам с ними ознакомиться: сфотографировать, осмотреть крой, выделить интересные и яркие детали, описать, составить полную картину костюмного комплекса. Возможно, вы помните рассказы своих родных о том, как одевали или носили те или иные детали костюма. Ваши воспоминания - тоже очень ценная информация! Это будет большой вклад в изучение наших с вами корней. Будем благодарны любой помощи в данном направлении!

  Наш телефон: 5-27-61. 

 

Автор статьи: зам. директора по научной работе Яшина А.С.

Автор фотографий: Назим Дервиш 

 
2
     
2
\3
5
 
6
 
6
 
2
 

Песни, которые знают и любят все

 Есть такие песни, которые знают и любят многие из нас. Эти песни можно услышать в самых отдаленных уголках земли, в самом необычном исполнении. У наших любимых песен нет границ, нет возраста.Задушевные русские напевы не подвластны изменчивой моде и живут вне времени…

В минувшее воскресенье в стенах музея народного быта «Дом Семена ложкаря» под заливистые переливы гармони вновь состоялась встреча с песней. Благодаря коллективу клуба «Гармошкины посиделки» под руководством Н.Цветкова фольклорный праздник удался на славу. В этот день участникам мероприятия выпала возможность пообщаться, послушать хорошие песни и спеть их вместе!

Гармонисты, как всегда, порадовали и впечатлили зрителей своим выступлением. Под аккомпанемент гармони были исполнены всем известные и любимые музыкальные композиции, которые живы до сих пор, несмотря на другую моду и появление новых жанров и направлений. На сцене прозвучали русские народные песни, песни известных композиторов 60-70-хг.: лирические и веселые, задумчивые,серьезные и шуточные;на самые разные темы: о любви,красоте природы,бытовые. Невозможно забыть русскому человеку   песни о Великой Отечественной войне. Патриотические музыкальные композиции, исполненные ансамблем «Рябинушка» под руководством И.Носкова,тронули сердце каждого. Неудивительно, что благодарные зрители тепло и радостно принимали каждый номер. А гармонисты искренне дарили свое творчество. Ведь все участники праздника – почитатели народного творчества, уникального и самобытного жанра игры на гармони. Доброй традицией   в музее стало проведение подобных творческих встреч, в результате которых все участники получают взаимный обмен положительными эмоциями и мощный заряд позитива. Так пусть же песня всегда будет жива в наших сердцах!

#СеменовРасписнойУютныйТвой#СтолицаЗолотойХохломы#ЗдесьЗдорово

 

 


Поделиться:      

Счетчики

Яндекс.Метрика

Связаться с нами:

   Музей народного быта

 +7 (83162) 5-65-97

+7 (83162) 5-68-03

Электронная почта: semenmuseum@mail.ru

Наш адрес: г. Семенов ул.Чкалова,  д. 18 (на территории ЗАО "Хохломская Роспись")

 

Расположение

map mtc