Музей города Семенов. Официальный сайт

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Экспонат сентября: Керосиновая лампа

Керосиновая лампа изобретена польским фармацевтом Игнацием Лукасевичем и Яном Зегом в 1853 году. Вскоре после изобретения новый вид осветительных приборов завоевывает всю Европу. Стимулом к широкому распространению керосиновых ламп служила дешевизна горючего – использование керосина было гораздо более экономичным, чем использование свечей или масла, а горели они ярче. С 1861 г. керосиновыми лампами стали пользоваться и в России. 
В своей конструкции керосиновые лампы близки предшествовавшим им масляным лампам. Различие состояло в том, что горелка в керосиновых лампах помещается выше резервуара. Продолжительность и интенсивность работы керосиновых ламп зависела от качества керосина.
Для ламп новой конструкции мастерами очень удачно приспособлялись большие фарфоровые вазы. Тулово вазы скрывало в себе металлический резервуар с горючим, из венчика выступала горелка, а дополнительная металлическая конструкция поддерживала стеклянный абажур, который смягчал яркий резкий свет неприятный для глаз. Эту же роль выполняли матовые или белые стеклянные шары с двумя отверстиями, надетые на ламповое стекло. 

 

Фарфоровые вазы для ламп выпускал Императорский фарфоровый завод и частные фарфоровые фабрики. Почти исключительно на керосиновых лампах из стекла с 80-х гг. XIX века специализировался хрустальный завод А.В. Болотина.
Много керосиновых осветительных приборов вырабатывал фарфоровый завод А. Попова. Среди керосиновых настольных ламп и подсвечников, выпускаемых этим заводом, были осветительные приборы с оригинальным композиционным решением и оригинальным декором, например, канделябр с жестяным абажуром с четырьмя бисквитными пластинками. При зажженных свечах тонкий фарфор просвечивал, и вырисовывались изображения двух ангелов с картины Рафаэля «Сикстинская мадонна» и сцены из романа французского писателя XVIII века Бернардена де Сен-Пьера «Поль и Виргиния», популярного в России в XIX столетии.

Увидеть коллекцию керосиновых ламп XIX-XX веков можно в Историко-художественном музее.
Телефон для справок: 8 (83162) 5-61-41
 

Экспонат августа: Хохломские чаши

Самые ранние произведения хохломы относятся к XIX веку (их можно увидеть с коллекциях Русского музея, Нижегородского музея истории ремесел, Государственного исторического музея и др., а также в собрании Семеновского историко-художественного музея). Это, как правило, разнообразные по назначению предметы быта. Среди них наибольшее количество составляет деревянная посуда, представленная в основном мисками и чашками любых размеров: от маленьких, похожих на десертные розетки, до огромных, 70-80 сантиметров диаметром; различными поставцами и бочатами, солонками и множеством ложек. Такие предметы выполнялись в основном для крестьянского обихода.

  

Хохломская посуда, I пол. XIX века

Одинаковая по названиям посуда весьма различалась по форме и размерам. Например, в чашах подносилась еда к столу для всей крестьянской семьи, поэтому они делались особенно широкими и глубокими. Самыми крупными были так называемые артельные чаши. А в собрании Государственного исторического музея в Москве хранится чаша для бурлаков высотой в 20 и диаметром в 62 см. Близкими к ним были миски, которые служили и для вторых блюд и для питья. Из маленьких чашек — размером до 10 см в диаметре — кормили детей. Блюда делали плоскими, с широким горизонтальным бортом. Они были праздничной посудой — в них подавали на стол блины, рыбу, пироги. Более плоские чаши служили для «заедок»: пряников, орехов, сладостей, — а также для подношений к столу чарок с напитками.

  

Чаши из собрания Семеновского историко-художественного музея (II пол. XIX века)

Увидеть артельные чаши, блюда, а также другую посуду, созданную мастерами позапрошлого столетия, Вы можете в экспозициях Музейно-туристического центра "Золотая Хохлома" (ул. Чкалова, д.18В) с пн. по пт. с 10.00 до 18.00, в сб. с 10.00 до 13.00 и в вс. с 10.00 до 16.00. Справки по телефону: 8 (83162) 5-61-41.

Экспонат июля: Ковши по сказкам Пушкина

2015 год в Росси было решено сделать годом литературы. Что, несомненно, верно, поскольку наша страна все еще остается одной из самых читающих держав мира, является родиной всемирно известных авторов - как современников, так и классиков, чьи произведения составляют сокровищницу мировой литературы.
И Семенов в этом плане не исключение. Всем нам хорошо известно имя поэта-земляка Бориса Корнилова, все мы читали замечательные романы Мельникова-Печерского - "В лесах" и "На горах", рассказывающие о жизни нижегородского Поволжья. А действие романа "В лесах" и вовсе разворачивается на нашей семеновской земле. 
Не обошло влияние литературы и главный семеновский промысел - золотую хохлому. Множество изделий сделаны мастерами по мотивам русских народных сказок и произведений великих писателей. И наиболее яркий пример - ковши резчика М.И. Угланова (1937 год), где детально воссозданы из дерева образы пушкинских сказочных поэм. 

  
  
   

Увидеть уникальные экспонаты можно в экпозициях МТЦ "Золотая Хохлома"
Справки по телефону : 8 (83162) 5-61-41 

Экспонат июня: Деревянная ложка

С июня 2015 года в Музее народного быта "Дом Семена Ложкаря" представлена новая расширенная коллекция ложек. Дом поистине стал оправдывать свое название, ведь количество экспонатов выросло в разы. Первоначально общее количество ложек в музее насчитывало 282 шт., а на сегодняшний день их около 600.

  

Начиная с XII века, ложки, как и все необходимые предметы, изготавливались внутри семьи, это была эпоха натурального хозяйства с домашним производством. Мужчина должен был обеспечить дом предметами обихода из дерева и железа. У кого-то это получалось лучше других. Секреты ложкарного мастерства передавались от отца к сыну, из рода в род. Их домашнее производство совершенствовалось, и постепенно на его базе возникло ремесло – мелкое ручное производство промышленных изделий. Особенно ярко было развито ложкарное ремесло вокруг села Семёново, Нижегородской губернии, где в XVII веке зародился и получил развитие ложкарный промысел. В городе Семёнове во второй половине XVIII века наблюдается резкий подъём ложкарного промысла. В 1811 году был открыт ложкарный цех. В 1889 году производством деревянных ложек занималось 6930 человек разного пола и возраста, в год вырабатывалось более 3 миллионов деревянных ложек. В начале ХХ века Семёнов – уже признанная ложкарная столица. Однако, в послевоенные годы ложкарный промысел резко сократился из-за низкой оплаты труда. Это было в том числе и следствием распространения металлических ложек, которые вытесняли в быту ложки деревянные. С 1950 года артель «Экспорт», кустарно-промыслового объединения «Ложкосоюз», стала называться «Хохломская роспись» (семёновская хохлома). В 1985 году здесь было начато производство составной ложки: черенок у неё изготавливался отдельно и вставлялся в лопасть, а также ежегодно приобретались белые ложки – «бельё» - сделанные в ручную надомниками, бережно сохранявшими традиционную её форму.

  
Ждем Вас в Музее народного быта "Дом Семена Ложкаря".
Справки по телефону: 8 (83162) 5-97-63.

Эскпонат апреля: Солдатский медальон

Реликвии войны:
Солдатский медальон

В преддверии 70-летия Великой Победы научные сотрудники историко-художественного музея предлагают вниманию читателей ряд статей о личных вещах советских солдат и опознавательных знаках времён Великой отечественной войн, переданных нашими ветеранами в фонды музея. Открывает этот цикл материал о солдатском медальоне, переданном в музей жительницей г. Семёнова Взвозской Тамарой Марковной.

«Смертный медальон» - так называли солдаты маленькую капсулу, которая содержала необходимые сведения о военнослужащем: фамилию, имя, отчество, место и дату рождения и группу крови.
История данного предмета своим корнями уходит в далекое прошлое. Впервые специальные жетоны для идентификации военнослужащих в Российской армии начали применять в конце 19 века. В книге "История лейб-гвардии егерского полка за 100 лет. 1796-1896 гг." говорится, что в 1877 г., когда полк готовился к отправке на театр военных действий в Болгарию (русско-турецкая война 1877-1878 гг.), все солдаты и офицеры получили металлические жетоны со шнурком для ношения на шее. На жетоне выбивались литеры-аббревиатуры названия полка, номер батальона, роты и личный номер военнослужащего. Позже царский шейный знак (солдатский личный опознавательный медальон-ладанка) стал применяться в Рабоче-крестьянской Красной Армии и на флоте как документ, удостоверяющий личность и для установления личности погибших военнослужащих. До этого в РККА вообще не было никаких идентификационных знаков, по которым можно было бы опознать погибшего красноармейца.

 

Солдатский медальон был введен Приказом Реввоенсовета № 856 от 14.08.1925 года. Выдавался он всем военнослужащим срочной службы воинских частей, кораблей, штабов, управлений, учреждений и заведений военного и морского ведомства после прибытия в свою часть при зачислении их на службу. В медальон вкладывался специальный бланк (вкладыш), изготовленный типографским способом на пергаментной бумаге, который содержал необходимые сведения о военнослужащем: фамилию, имя, отчество, место и дату рождения, занимаемую должность. Использование пергаментной бумаги должно было защитить бланк от порчи при ношении медальона. Медальон относился к табельным вещам, предметам снаряжения и являлся вещью бессрочной, а в случае его утери немедленно выдавался новый. Он был сделан из жести в виде плоской коробочки с размерами 50х33х4 мм и должен был носиться на груди. Для этого в обеих половинках медальона предусмотрены проушины для тесьмы. Медальоны были двух типов: сдвижные и на петле. При использовании такого типа медальона во время финской кампании выяснилось, что медальон негерметичен и пергаментный листок быстро приходит в негодность. В марте 1941 г. он был отменен. "Положением о персональном учете потерь и погребении погибшего личного состава Красной Армии в военное время" № 138 от 15.03.1941 года вводились новые медальоны в виде восьмигранного пластмассового (текстолитового) пенала, имеющего винтовую крышку, с вкладышем на пергаментной бумаге в двух экземплярах. На бланке вкладыша имелись следующие графы: фамилия, имя, отчество, год рождения, воинское звание; уроженец: республика, край, область, город, район, сельский совет, деревня; адрес семьи; фамилия имя и отчество родственника; каким райвоенкоматом призван; группа крови. Указывать наименование воинской части в медальоне запрещалось. Один экземпляр вкладыша должен был изыматься похоронной командой, а второй вкладываться обратно в медальон и оставлялся на погибшем. Но реально, в условиях боевых действий, это требование практически не выполнялось, медальон изымался целиком. На основе данных бланков составлялись списки безвозвратных потерь.

  

Медальон носился в специальном кармашке на поясе брюк. Был вариант пенала с проушиной для ношения медальона на шее. Несмотря на то, что официально медальон был введен в марте 1941 года, применялся он уже в финскую кампанию, которая в то время в СССР называлась не иначе как "пограничный конфликт". Его отличие состояло в том, что на бланк медальона наносилась вертикальная зеленая полоса, что обозначало принадлежность военнослужащего к погранвойскам или частям НКВД. Многие военнослужащие срочной службы, принимавшие участие в финской кампании 1939-40 гг. с немцами воевали с медальонами и вкладышами нового образца. Из-за нехватки стандартных медальонов в частях Красной Армии использовались и деревянные, и металлические медальоны. Иногда вместо пенала использовалась обычная винтовочная гильза, а вместо стандартного вкладыша, отпечатанного типографским способом , военнослужащие вкладывали в медальоны записки с личными идентификационными данными на обрывках бумаги или газеты, листовки . Как правило, пергаментные и бумажные вкладыши в таких медальонах сохранялись плохо. 

  

Часто медальоны, которые попадаются в земле участникам поисковых отрядов, оказываются пустыми, а в некоторых из них - махорка, булавки или спички. Встречаются медальоны с незаполненными вкладышами. Существовало поверье, что заполнение “смертников”, как их называли солдаты, считалось плохой приметой. Но есть и другая точка зрения. Незаполненные вкладыши медальонов это не что иное, как последствия их заполнения чернилами, изготовленными на растительной основе. Такие чернила угасают и вымываются практически полностью в результате длительного пребывания в неблагоприятных условиях. Такие находки передаются в специальные центры судебной экспертизы и восстанавливаются буквально по крупицам с использованием современных технических инноваций. Они исследуются под микроскопом, и иногда, кажущийся незаполненным бланк по едва заметным следам пера открывает тайну безвести павшего солдата, защитника Родины…

Главный научный сотрудник музея
Корьева Д.А.

Экспонат мая: Солдатский треугольник

 «И почтальон с ума сойдет, разыскивая нас…»

В 2015 году наша страна отмечает 70-летие окончания войны. Почти не осталось ветеранов, которые могут рассказать о своих впечатлениях, о тех тяжёлых военных временах. Слава её героев не меркнет с годами, просто всё труднее по крупицам собирать информацию непосредственно от участников войны.
Письма раньше были единственным источником информации между солдатом и его близкими. Многие письма бойцов написаны бесхитростным языком, в основном о том, что их волновало. Только вот читать эти строки сложно — комок застревает в горле, а на глаза наворачиваются слезы. Находясь в страшном аду войны, автор стремился в своем письме успокоить, подбодрить родных. Поэтому письма полны оптимизма, надежды на возвращение, веры в Победу.


Материалом для письма часто было то, что попадалось под руку: папиросная бумага, тетрадный лист, кусок плаката, канцелярский бланк, а писали химическим карандашом. Письма с фронта приходили без конвертов, купить их в полевых условиях было невозможно. Листок бумаги сворачивали в треугольник, на нем писали адрес. Марка на треугольник не приклеивалась. Определить местонахождение солдата было нельзя, в обратном адресе указывалась Действующая Армия, № полевой почты и части. В каждой строчке фронтовых писем видна любовь к своим родным, к родной деревне, городу, в котором вырос, к Родине, которая находится в опасности и ждет победы.
Прочитайте строки из письма Пескова Василия Григорьевича с фронта. В своих письмах детям он не переставал желать им мирной и счастливой жизни. Он писал, что прогонит немцев и вернется домой. Не вернулся…, но прогнал врага так, чтоб другим неповадно было. 

Гимн советского народа по всей стране нашей звучит
Это счастье, наша радость скоро всю жизнь завеселит.
Я люблю вас дорогие и ласкаю вас всегда
Недалек тот час победы
Встреча наша так близка.
Прошло два года мои вы дорогие
Это 720 дней не видал я вас так долго
Но я люблю вас и жалею
Скоро скоро час победы прогремит по всей земли
И ваш папа к вам приедет
Будет радость вам и мне.

Экспонат марта: Кузнечные меха

Ручные кузнечные меха -  устройство для нагнетания воздуха в кузне. Чаще всего представляет собой мешок различной формы с клапанами и регуляторами. Ручные меха использовали для получения непрерывной воздушной струи в кузнечном деле. А смысл устройства в том, что воздух порционно нагнетается в крупный резервуар, из которого выходит затем стабильным (непрерывным) потоком. Таким образом, перебои с подачей воздуха исключаются.

Изображения кузнецов в античности:

  

1.Плита с римского надгробия над могилой кузнецанач. н.эMacтep сидит около горна перед наковальнейподмастерье кyeту левого края плиты видна рукоятка кузнечных меховсверху висят инструменты 
2.Двухкамерный кузнечный 
мех с теплозащитным экраном (по надгробному рельефному изображению в Аквилеях времен средней императорской эпохи)

Кузнечный мех имел повсеместно очень устойчивую форму: две вытянутые сердцевидные (клиновидные) планки, объединенные кожей, собранной в складки, чем достигалась возможность раздвигать планки. Узкий конец планок оканчивался трубкой — соплом, вставлявшимся в горн. В планках делались отверстия с клапанами для вбирания воздуха внутрь меха. Такой воздуходувный мех можно было обнаружить в деревенских кузницах еще в XX в.

Схема устройства простейших ручных кузнечных мехов:

  

Детальнее об их устройстве можно узнать здесь

Кузнечное ремесло является очень древним. Издавна люди научились добывать железо из болотной руды и обрабатывать его в специальных помещениях-кузницах. И недаром их крыши украшались небольшими железными петушками. Ведь кузнечное ремесло было связано с огнем, а значит, с тайной, легендами и мифами, преданиями и поверьями, обрядами и ритуалами. Славяне считали, что кузнецов оберегал бог Сварог, который, помимо всего прочего, наделил их даром излечивать различные болезни, колдовать и отгонять злые силы.

   

1. Сварог-коваль (худ. Горислав)
2. Печные мехи

В нашей стране кузнечное дело в средние века достигло больших высот. В 15-17 вв. в Новгороде и Москве одна за другой рождались кузнечные корпорации, кузнецы селились группами, так и возникали слободы (Кузнецкий мост в Москве, Кузнецкая слобода в Старице). Вручную мастера ковали огнестрельное и холодное оружие, подсвечники, замки, часы, подковы, различные инструменты, фурнитуру для дверей и сундуков, решётки, ворота, ставни, перила, балконы, украшения и предметы быта. 
В XV-XIX вв. во всех странах происходит специализация кузнечного ремесла по отраслям. Так, лучшие фонари, ограды, решётки, ворота изготавливали петербургские (Царское село) и версальские мастера, особо славились оружейники из Тулы, Астрахани, Милана, Дамаска и Аугсбурга. Ножи и инструменты предпочитали покупать в Павловске на Оке, Ноттингеме, Золингене, а самые хорошие замки делали в Нюрнберге. 


Меха в аутентичном интерьере кузницы

В Семеновском уезде XIX века был значительно развит кузнечный промысел. В основном, ремесло было сконцентрировано в юго-восточных волостях уезда и в самом городе. Продукция, изготавливаемая местными мастерами, была самая разнообразная: цепи, столярные  инструменты, гвозди, весовые коромысла, скобы, ограды. Также были выкованы ограды к Воскресенскому собору, церкви «Всех святых». Инструментами кузнецов Строинских, Осьмушниковых, Ладиловых работали тысячи местных умельцев по дереву. Их топоры были превосходного качества, настолько прочные и острые, что легко перерубали стальные прутья.

  

Кузнечные меха в Музее народного быта "Дом Семена Ложкаря"

Мы с радостью расскажем Вам больше при посещении нашего музея.
Справки по телефону: 8 (83162) 5-65-97


Поделиться:      

Счетчики

Яндекс.Метрика

Связаться с нами:

   Музей народного быта

 +7 (83162) 5-65-97

+7 (83162) 5-68-03

Электронная почта: semenmuseum@mail.ru

Наш адрес: г. Семенов ул.Чкалова,  д. 18 (на территории ЗАО "Хохломская Роспись")

 

Расположение

map mtc